Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 30.04.2017, 06:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » Учитель и ученик: Н. И. Белобородов и В. П. Хегстрем.
00:59
Учитель и ученик: Н. И. Белобородов и В. П. Хегстрем.
Имена Н. И. Белобородова и В. П. Хегстрема неразрывно связаны в истории музыкальной культуры Тульского края. Деятельность и одного, и другого заслуживает самого большого уважения и признания.

Хроматическая двухрядная гармоника – первая в России – появилась в 70-е годы XIX века. Честь ее создания принадлежит тульскому музыканту-самоучке Н. И. Белобородову. Наличие хроматического звукоряда гармоники Белобородова расширило ее исполнительские возможности, которые позволили без каких-либо искажений исполнять произведения классической музыкальной культуры. Стали доступны и совместные формы исполнения.

По заказу Н. И. Белобородова были изготовлены три хроматические гармоники, и в 80-е годы в Туле появилось первое трио в составе Николая Ивановича и его дочерей. Оркестровые гармоники, которые отличались друг от друга по тембру и диапазону, были заказаны Н. И. Белобородовым тульским мастерам после удачных выступлений трио на различных благотворительных мероприятиях. Николай Иванович создает оркестр, коллектив которого состоит из рабочих патронного и оружейного заводов города Тулы.

В 1885 году внимание Белобородова привлек пришедший на репетицию В. П. Хегстрем. Все получалось у новичка легко и безукоризненно, даже трудная партия пикколо, по которой оркестр выравнивал игру. Тогда у Николая Ивановича, давно задумывавшегося над тем, кому передать руководство оркестром, зародилось тайная надежда, которую Хегстрем, обладавший тонким музыкальным слухом и владеющий нотной грамотой, оправдал.

Созданный Н. И. Белобородовым оркестр был первым, игравшим по нотным партитурам. При составе оркестра в 10-11 человек Н. И. Белобородов писал партитуры на 8 партий. Помогал ему в этом В. П. Хегстрем, концертмейстер оркестра. 22 февраля 1897 года в зале Тульского дворянского собрания состоялся первый публичный концерт оркестра. Дальнейшие выступления проходили в Туле, Калуге, Орле, Алексине, Серпухове, Воронеже и других городах.

Репертуар оркестра не всегда был одинаков. В архиве сохранились три нотных альбома (на двух из них тиснение «Н. И. Белобородов»), позволяющие судить о том, что играл оркестр: 6 маршей, 5 полек, 4 вальса, 3 кадрили, галоп, 2 народные песни – «По улице Мостовой» и «Камаринская», увертюра к опере «Цампа» Ф. Герольда. На развитие репертуара большое влияние оказали советы Л. Н. Толстого, слышавшего одним из первых в 1893 году оркестр Н. И. Белобородова.

В конце 1902 года Николай Иванович вручает свою дирижерскую палочку с надписью «На добрую память» В. П. Хегстрему, которым в 1903 году был организован новый оркестр. В нем получили дальнейшее развитие идеи и принципы, заложенные в оркестре Белобородова. Он также состоял из рабочих тульских заводов. В первом составе использовались в основном двухрядные гармоники белобородовской системы, но, будучи человеком инициативным и музыкально грамотным, В. П. Хегстрем вводит в состав своего оркестра хроматические трехрядные гармоники-баяны своей системы. Партитуры расписывались на 9-11 голосов.

Первое публичное выступление оркестра Хегстрема состоялось 30 ноября 1903 года в Туле. В газете «Тульские губернские ведомости» можно было прочитать: «Почему-то сложилось у очень многих мнение, что в числе музыкальных инструментов гармонике принадлежит одно из последних мест и что исполнение более или менее серьезных произведений невозможно на этом инструменте. Это предубеждение блестяще опровергнуто хором тульских гармонистов-любителей, собранных г. Хегстремом и выступившим в первый раз с большим успехом в нынешнем сезоне. Вся программа этого концерта, составленая тщательно и со вкусом, заключавшая несколько серьезных вещей, была исполнена превосходно, и исполнители показали, что наша тульская гармония в умелых руках также может доставлять эстетическое наслаждение и что и этому инструменту доступны многие музыкальные эффекты… Г-н В. П. Хегстрем, лучший в свое время ученик г. Белобородова, продолжает развивать и распространять гармонную музыку».

С годами увеличивается число оркестрантов, расширяется сфера концертной деятельности: Курск, Воронеж. Серпухов, Калуга, Сумы, Пенза – таков неполный перечень мест, где выступали тульские гармонисты. Сознавая, что одними концертными выступлениями нельзя решить все поставленные задачи по пропаганде гармоники, ее упрочению как полноценного музыкального инструмента и развитию коллективного исполнительства, В. П. Хегстрем с разрешения правительственных органов в Туле организует в 1906 году «Первое Российское общество любителей игры на хроматических гармониках». В этом деле ему большую помощь оказывал Н. И. Белобородов, которого правление общества избрало почетным членом. Тщательно продуманный Устав общества (он состоял из 5 разделов и 40 параграфов) был утвержден «Тульским губернским по делам об Обществах и Союзах присутствием 29 января 1907 года» (подпись: вице-губернатор Лопухин).

Задачей Общества являлось посредством устройства концертов, выставок, издания книг, журналов, трудов по производству клавишных и кнопочных хроматических гармоник способствовать усовершенствованию и широкому распространению этих музыкальных инструментов среди населения. В честь организации общества В. П. Хегстрем, ставший его председателем, написал «Марш Тульского общества любителей игры на хроматических гармониках – За славу гармоники» – так он назвал это произведение. К этому времени В. П. Хегстрем не только хорошо владел аранжировкой и оркестровкой пьес для своего оркестра, но и пробовал сам писать музыку. В последующие годы им были созданы: вальс «Привет друзьям», полька-мазурка «Сюрприз», баркарола «Разбитые мечты» и другие произведения, которые также исполнялись его оркестром.

С организацией общества значение оркестра возросло. Зимой 1907 года состоялось знаменательное событие. Афиши, расклеенные в Москве, извещали: «Первый раз! В Малом зале Московской консерватории в понедельник, 10 декабря, состоится концерт Первого Российского общества любителей игры на хроматических гармониках под управлением председателя Общества Владимира Петровича Хегстрема». Это был первый случай, когда гармоника зазвучала в храме музыкальной науки перед взыскательной публикой.

После удачного выступления оркестра слава о тульских гармонистах быстро распространилась, и коллектив был приглашен известной граммофонной фирмой «Братья Патэ» записать свою игру на пластинки. Были записаны: марш «Да здравствует Европа», «Тоска по Родине», вальс из оперы Ш. Гуно «Фаут», увертюра Келлер-Белла «Веселая игра», «Концертная полька», «Мельница в лесу», попурри на русские темы. Представители фирмы лестно отозвались об оркестре, говоря, что нигде не встречали подобного: при прослушивании записи удивляет исключительная слаженность, четкость и музыкальность исполнения.

В эти и последующие годы, кроме работы с оркестром, В. П. Хегстрем ведет большую педагогическую работу, занимаясь с учениками игрой на трехрядных хроматических гармониках своей системы.

В 1914 году вследствие призыва в армию и по другим причинам из оркестра выбыла часть участников, а уже в следующем году прекратились заседания Общества и работа оркестра. С развитием военных действий концертная деятельность многих музыкантов и коллективов начинает свёртываться. Музыкальная жизнь начинает возрождаться только после октябрьской революции. В 1919 году оркестр В. П. Хегстрема, насчитывавший около 40 человек, был взят на государственное обеспечение при Тульском просветкульте, и концертная деятельность его стала ещё обширнее. Выступая с концертами в разных городах, публика всегда принимала коллектив музыкантов под управлением В. П. Хегстрема с восторгом и с восхищением, как новаторов в области музыки.
В настоящее время в любом крупном городе во Дворцах культуры, в средних и высших музыкальных учебных заведениях оркестр баянистов и аккордеонистов – обычное явление. Но нам, тулякам, особенно дорога память о тех, кто первыми создали оркестры любителей игры на хроматических гармониках. И мы с гордостью называем имена Николая Ивановича Белобородова и Владимира Петровича Хегстрема.

— Савко И. Л., Маршавина М. В., сотрудники Мемориального музея Н. И. Белобородова

Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 2709 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Подскаите, где купить новый iPhone? Никак не могу найти в Москве…

1  
Форсайт центр "Barometer.kg" - это возможность делового конструктивного диалога общества, власти, бизнеса, науки и образования. Это возможность взаимовыгодного партнерства организациям и лицам, заинтересованным в решении приоритетных социальных проблем, повышении конкурентоспособности производителей товаров и услуг. http://barometer.kg/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]