Приветствую Вас Гость!
Четверг, 24.04.2014, 16:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Опрос

Как часто вы звходите на сайт?
Всего ответов: 385

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Избранное

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » Статья Е.Дербенко "Гармонь" о развитии профессиональной гармони
01:00
Статья Е.Дербенко "Гармонь" о развитии профессиональной гармони
Гармоника, завезенная в России еще в 30-е годы 19 века, не только прижилась в нашей стране, но и приобрела необычайную популярность. В различных регионах России появилось огромное количество разновидностей этого инструмента. Каждый инструмент соответствовал особенностям местного фольклора. Интересно, что в 2-х соседних уездных городах Орловской губернии появились гармони двух видов – елецкая рояльная (г. Елец).и ливенская (г. Ливны). Ливенская гармонь, созданная в 70-е г.г. позапрошлого века, настраивалась на миксолидийский лад с седьмой пониженной ступенью, что создавало удобство для исполнения местных наигрышей, таких, как «Черные брови», «Бычок», «Стрелецкая», «Ливенские страдания», «Русско-бродская кадриль», «Чапай» и многие другие. Поскольку исполнители на гармони были любителями и не владели нотной грамотой, обучение велось без нот, «на слух». Искусство игры на инструменте передавалось из поколения в поколение. Если появлялись какие-то самоучители, они были написаны по цифровой системе, где каждая клавиша соответствовала определенной цифре. Сами же мелодии были популярны и их не трудно было подобрать. Ни один народный праздник не обходился без гармонистов, под гармонь пели и плясали и в будни и в праздники. Было огромное количество гармонистов , а так же мастеров, которые их изготовляли. «Ливенка» была популярна не только в Орловской области, но и во всей России. И если усовершенствование баяна и аккордеона привело к созданию системы профессионального обучения на этих инструментах от музыкальной школы до аспирантуры ВУЗа,. то гармонь во всех своих разновидностях оставалась инструментом чисто любительским, хотя некоторые исполнители достигали в своем искусстве профессионального мастерства. Такие музыканты не оставляли после себя нотных записей и об их игре можно было судить только по воспоминаниям современников. Но времена менялись, менялись музыкальные вкусы. Изменилась и ситуация в сельской местности. Молодежь стала уезжать в город, деревня обезлюдела. Некому стало ходить на «вечорки», да и появившиеся в изобилии магнитофоны, телевизоры, музыкальные центры и др. стали постепенно превращать людей из творцов культуры в ее потребителей. Гармонь оказалась не в формате современных СМИ, особенно телевидения. Постепенно стали выходить из употребления многие разновидности гармоней. Касимовскую «поповку», бологоевскую, новоржевскую, «венку», «тальянку» и многие другие уникальные гармони, созданные руками талантливых мастеров-умельцев, теперь можно увидеть только в музее гармоники Альфреда Мирека в Москве. Недавно ушел из жизни последний мастер, который делал знаменитые «ливенки», К.Ф.Кудрявых. Фабричное производство саратовских гармоник прекратилось, закрылись многие гармонные фабрики, которые делали знаменитые «хромки». Русская гармонь постепенно умирает и возродить ее могут только музыканты- профессионалы. Так в свое время В. Андреев возродил балалайку, создал профессиональный ансамбль балалаечников, усовершенствовал сам инструмент и занимался обучением игры на нем, благодаря чему мы теперь имеем крепкую балалаечную школу, уважаемую во всем мире. Работая преподавателем по классу баяна в Орловском музыкальном училище, мне не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда талантливые гармонисты были вынуждены обучаться на других инструментах или даже вообще уходить из музыки, так как не было возможности учиться на гармони. Возникла идея - дать гармонистам среднее музыкальное образование. Появилась необходимость составить программу обучения по классу гармони. В 1992 году в РАМ им. Гнесиных была одобрена программа по классу гармони «хромки» для музыкальных училищ. Таким образом впервые в России было начато обучение на этом инструменте в стенах среднего специального учебного заведения. И хотя в некоторых музыкальных школах Орловской области уже существовали классы гармони (Дросковская ДМШ – преп. Л.П. Токмаков, Мценская ДШИ – преп. Н.Т. Верижников), продолжить свое образование выпускники этих школ не могли, так как только диплом об окончании музыкального училища дает право работать преподавателем, получить статус музыканта-профессионала. Новизна этого дела вызвала огромное количество проблем. Ведь баян и аккордеон давно утвердили себя как инструменты профессиональные, создан обширный репертуар, существует мощная исполнительская школа, разработаны методики игры на этих инструментах, ставших по сути академическими. А гармонисты в лучшем случае довольствовались самоучителями Г. Тышкевича и П. Лондонова, написанными по цифровой системе. Репертуар гармонистов составляли наигрыши и мелодии популярных народных песен. Профессиональные композиторы никогда для этого инструмента не писали, считая его неполноценным. И действительно, даже самая совершенная из всех гармоник « хромка», с ее диатоническим звукорядом, ограниченным диапазоном (25х25), септаккордами в левой клавиатуре, привязывающими инструмент к двум тональностям, настроенная «в розлив», была предназначена лишь для любительского музицирования. Понятно, что такой инструмент не мог существовать в стенах среднего специального музыкального заведения и тем более в ВУЗах. Необходимо было создать систему обучения на гармони от музыкальной школы до ВУЗа. Работа велась в трех направлениях: создание репертуарной базы, усовершенствование самого инструмента, воспитание профессиональных исполнителей и педагогов. Чтобы создать качественный репертуар для инструмента, надо знать его возможности, поэтому мне самому пришлось освоить и «ливенку» и «хромку». Без этого не появились бы первые оригинальные композиции – миниатюры, обработки народных мелодий, произведения крупной формы. Так как за основу моей программы по классу гармони для музучилищ была взята программа по классу баяна, пришлось так же заниматься и переложениями произведений классической музыки, ведь без изучения классики невозможно воспитание профессионального музыканта. Автором этих строк были написаны шесть концертов для гармони с оркестром, сюиты, сонатины, обработки народных мелодий, всего более 500 произведений. Издан целый ряд авторских сборников для гармони, в их числе «Концертные пьесы» (вып.1,2), «Гармонисту-профессионалу» (три выпуска), серия сборников «Гармонь, баян, аккордеон», а так же сборники этюдов и переложений русской и западной классики. Эти ноты были изданы в гг. Орле, Кургане, Хабаровске, Москве, получили распространение по всей России и за ее пределами, стали основой для профессионального обучения на гармони в школах, училищах и ВУЗах. В разных регионах нашей страны также появились нотные издания для гармони других авторов. Вышли сборники пьес и обработок И. Варнашова, С. Сметанина, К. Головко, Б. Маркина. В. Масленникова, В. Волченко, М. Ескина, Г.Колобова. Свои авторские сборники пьес для гармони опубликовали и выпускники Орловского музыкального училища П.Уханов и Д, Шилов. Теперь программы студентов – гармонистов включают в себя произведения разных стилей и направлений. Это и классика, и оригинальные композиции, и эстрадные миниатюры. Но главной задачей гармонистов остается пропаганда народной музыки, сохранение и развитие лучших традиций игры на гармони, так как гармонь была и остается любимым и популярным в народе инструментом. Одновременно надо было усовершенствовать и сам инструмент, т.е., не превращая гармонь в баян, улучшить ее конструкцию. В содружестве с ООО «Тульская гармонь» были созданы новые разновидности инструмента. Появилась гармонь «27х25», где в правой клавиатуре стало не три, а пять хроматических клавиш, септаккорды в левой клавиатуре были заменены трезвучиями, что дало возможность расширить количество тональностей. Диапазон инструмента и его тембровые возможности возрасли за счет регистров в правой клавиатуре. Прекрасные инструменты были созданы московским мастером А.А. Сизовым, который применил регистры даже в левой клавиатуре. На такой гармони играет заслуженный артист России орловчанин Геннадий Калмыков, первый исполнитель многих моих произведений, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов. И, наконец, третье условие – надо было поднять уровень исполнительского мастерства гармонистов. Необходимо было довести качество игры на гармони до исполнительства на уровне других академических инструментов, не теряя при этом ее самобытности. Ведь в умелых руках гармонь может звучать и как хор, и как оркестр. Ее малый вес, яркий тембр, полетность звука позволяют исполнителю общаться с залом, играть и сидя, и стоя, и в движении. Гармонь прекрасно звучит и в плясовых наигрышах, и в песенных аккомпанементах, может украсить звучание любого ансамбля, обогатить тембровую палитру оркестра. Это универсальный инструмент, который не нуждается в аккомпанементе и может быть использован и как солирующий и как аккомпанирующий. Подтверждением возросшего уровня исполнения студентов-гармонистов являются их многочисленные победы на Всероссийских и Международных конкурсах , выступления в самых престижных залах нашей страны и за рубежом и многочисленные приглашения солировать с лучшими оркестрами. Популярная телепередача «Играй, гармонь» постоянно приглашает их для участия в своих программах, М. Коломыцев и С. Андреев вошли в «Золотую десятку» гармонистов России. Еще являясь студентами Московских ВУЗов, некоторые из них уже работают в профессиональных коллективах. Так, П. Уханов является солистом многих профессиональных оркестров, М. Морозов – солист ансамбля «Русская песня» (рук. – народная артистка России Н. Бабкина). М. Коломыцев – артист ГУК «Москонцерт». Классы гармони стали открываться в средних и высших учебных заведениях разных городов России, среди них Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова (Москва), Московский Государственный университет культуры, Московский Государственный педагогический университет, Орловский Государственный институт искусств и культуры, Тюменский Музыкальный колледж и другие. Выпускники класса гармони Орловского музыкального колледжа успешно занимаются педагогической деятельностью. Так, П.Уханов преподает в ДДТ «На Таганке» (Москва), А. Руднев в ДМШ им. Калиникова (Орел), Д. Шилов – в ДШИ им. Кабалевского (Орел), В. Феофилов – в ДМШ пос. Дросково Орловской области. Опыт профессионального обучения на гармони в г. Орле стал примером для музыкантов других городов России и ближнего зарубежья. Многие из них едут в наш город за консультациями, обращаются за нотным материалом, интересуются программами, так как именно в Орле, впервые в России, была создана и существует трехступенчатая система обучения игры на этом инструменте (ДМШ – музыкальное училище – ВУЗ). В результате во многих городах и поселках открываются классы гармони. Свидетельством авторитета орловской школы гармонистов является и то, что в наш областной музыкальный колледж поступают молодые гармонисты из других городов России- Пскова, Архангельска, Твери, Тулы. Думаю, что при необходимой поддержке в г. Орле можно было бы проводить Всероссийские и Международные конкурсы гармонистов. Воспитание чувства патриотизма, любви к своему краю, к своей истории, без уважения к своим национальным традициям невозможно. Искусство гармонистов – составная часть нашей самобытной национальной культуры. Созданная руками талантливых мастеров, гармонь может исчезнуть, как вышли из употребления предметы народного быта. Что бы этого не произошло, искусству игры на гармони необходимо обучать. Заслуженный деятель искусств России, Е. П. ДЕРБЕНКО член Союза композиторов РФ, преподаватель Орловского музыкального колледжа .
Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 2992 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Имя *:
Email:
Код *: