Приветствую Вас Гость!
Четверг, 23.11.2017, 23:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 5 » Справочник. Научно - исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник (1 часть)
22:41
Справочник. Научно - исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник (1 часть)
На этой странице изложен материал, основанный на труде Альфреда Мирека "Справочник. Научно - исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник".

Скачать схему гармоник(гармошек, баянов, аккордеонов, концертин и т.д.), составленную А. Миреком

 

1. ШЭН. Один из древнейших инструментов, предшествующих возникновению гармоник, основанный на том же принципе звукоизвлечения — колеблющемся металлическом язычке. Известен был за 2—3 тысячелетия до нашей эры. Аналогичные с ним инструменты (кен, лушен, гонофуй и другие) были известны в Китае, Бирме, Тибете, Лаосе. В 1740-е годы И. Вильде часто играл на шэне в придворном обществе Петербурга, тем самым популяризируя этот инструмент.
 

 

 
 
 
 

 

2. ОРГАН - ПОРТАТИВ. Инструмент, имевший распространение во Франкском королевстве. Сперва имел лишь диатонический строй, 10 - 16 трубок, но затем усовершенствовался и обрел хроматическую клавиатуру, два (а то и три) ряда трубок. Исполнитель играл двумя руками, другой человек нагнетал воздух мехами. Однако необходимо отметить, что органы-портативы имели другой принцип звукоизвлечения — как в пастушьих дудках. Но наличие меха и компактной хроматической клавиатуры повлияло на появление на свет первых гармоник, изготовляемых органными мастерами.
 
 
 
 

3. БИБЕЛЬРЕГАЛЬ. Бибельрегаль (или регаль-библия) изобретена органным мастером Роллем в 1575 году. В последующее время (XVII в.) регаль приняла более усовершенствованные формы. Принцип Звукоизвлечения — смыкающиеся трости.. Звук громкий, резкий и малоприятный.
Существовали до конца XVIII века. Сохранив ту же форму клавиатуры и принципиальное устройство деталей, органные мастера на ее основе создали еще более компактный инструмент — бибельгармонику (14) с мелодичным, мягким звучанием.

 
 
 

 

4. ГОВОРЯЩАЯ МАШИНА КРАТЦЕНШТЕЙНА. Христиан Готлиб Кратценштейн произвел первые научные попытки воспроизвести гласные звуки механическим путем, с помощью свободно проскакивающих язычков, расположенных в особых трубках со специальными насадками. С принципом такого звукоизвлечения он ознакомился, находясь в Петербургской Академии наук в 1748—1752 годах. Там он изучил устройство шэна, игру на котором И. Вильде он слышал неоднократно. В 1770 году в Петербурге им был сделан доклад о результатах своих опытов. Его машина произносила пять гласных букв. В 1782 году ему присуждена премия Петербургской Академией наук .
 
 
5. ИНСТРУМЕНТ КИРШНИКА. Этот музыкальный экспериментальный инструмент Киршник изготовил в Копенгагене, когда, в свою очередь, помогал, как мастер, Кратценштейну в его экспериментах в изучении звуковых возможностей свобо¬дно проскакивающих металлических язычков. Эти эксперименты и привели его к открытию новых звуковых возможностей так называемого надрезного язычка. Он решил использовать его как самосто-ятельный источник звука, поместив над проемом другой детали-планки. Таким образом стало возможным добиваться значительно большей силы звука. Модернизировав и усовершенствовав старый, давно известный принцип, он нашел, по сути дела, новый способ звукоизвлечения.
 

 

6. ЭОЛОВА АРФА. Язычковый инструмент, крепившийся на крыше. Звучание его зависело от силы и характера ветра. Струи ветра приводили в движение наклепанные внутри металлические язычки, звучавшие в наборе мелодическими аккордами. Первое упоминание о них говорит, что изготовление происходило в Петербурге на Васильевском острове с конца ХЛТП века.Одновременно, используя этот же принцип звукоизвлечения, начали изготовляться и гармоники (8), причем не только Киршником в Петербурге, но и Эшенбахом в Гамбурге (1800), Иоанном Дитцем в Эмерихе (1805) и другими изобретателями и мастерами.
 
 

 

7. ОРКЕСТРИОН ФОГЛЕРА. Георгий Йозеф Фоглер, ознакомившись с экспериментальным инструментом Киршника в Петербурге (5) во время своих гастролей в этом городе в 1788 году, встретился затем в Варшаве с органным мастером — шведом Раквитцем и заказал ему по своим чертежам портативный орган с введением в него колеблющихся металлических язычков. Фоглер назвал его «оркестрионом», он имел четыре клавиатуры по 63 клавиши в каждой и педальер с 39 клавишами. В 1790 году «оркестрион» был готов. Есть сведения, что Раквитц изготовлял его в своей мастерской в Голландии. Затем он в 1798 году переехал в Стокгольм, где имел органную фабрику (мастерскую).
 

 

8. ГАРМОНИКА СВЕЧИНОЙ. А. Н. Свечина играла на этой гармонике в доме старшей сестры Марии в Петербурге. Гармоника эта находилась в доме несколько лет (с 1797). Есть все основания полагать, что сделана она была мастером Киршником в 1796—1797 годах. Им было изготовлено несколько подобных инструментов в 1790-е годы.

 

 
 
 
 

 

 

 

9. БЕЛЛ ОНЕОН КАУФМАНА. В 1804 году в Шарлоттенбурге Готфридом, Теодором и Фридрихом Кауфманами был создан механический музыкальный инструмент с литаврами и раструбами рожков, в основание которых были встроены 24 свободно проскакивающих металлических язычка. Он был изготовлен для Прусского короля и мог воспроизводить все сигналы прусской кавалерии.

 

 

 
 
 

 

10. МЕХАНИЧЕСКИЙ ТРУБАЧ. Удачный опыт с изготовлением «беллонеона» (9) Кауфманами натолкнул их на мысль создания механического трубача. Он был одет в старинный испанский костюм и в определенное время (по часам, вделанным в голове) трубил запрограммированные мелодии. Внутри находились сильные пружины, приводившие в движение меха и валик с набором клапанов. Этот трубач прославился на весь мир. Впоследствии Л. И. Мельцель изготовил такой же, а за ним Петр Гайнрих и некоторые другие мастера.

 
 
 
 

 

11. ПАНГАРМОНИКА МЕЛЬЦЕЛЯ. Иохан Мельцель изобрел этот инструмент в Вене в 1804 году. Натолкнуло его на изобретение знакомство с оркестрионом Фоглера (7). Впоследствии Мельцель изготовил большой механический орган, названный им пангармониум (пангармоникон), который он с большим успехом демонстрировал в Париже в 1807 году.
 
 

 

 

 

 

 

12. ПИАНИНО-ОРГАН ЗАУЭРА. Леопольд (Мокольд) Зауэр изобрел в Праге в 1803—1804 году два инструмента, напоминающих по форме пианино. Он использовал тот же принцип звукоизвлечения, который был в оркестрионе Фоглера (7). С этим новым принципом звукоизвлечения он сумел ознакомиться во время гастролей Фоглера в Праге.

 

 

 
 
 
 

 

 

13. ОРГАН-ЭКСПРЕССИВ ГРЕНЬЕ. Габриэль Жозеф Гренье в 1810 году в Париже изготовил орган-экспрессив под влиянием уже хорошо известных инструментов: Фоглера, мастеров Мельцеля, Зауэра и других, называвших их по-разному (эолина, клавэолина, эолодикон). В органе-экспрессиве кроме рычагов для приведения в движение меха имелись педали с помощью которых можно было усиливать или ослаблять силу звука. Как бы то ни было, Гренье считается изобретателем инструментов со свободно проскакивающими металлическими язычками, родоначальником французских гармоник. Вслед за описываемым Гренье построил орган-экспрессив большого размера для Парижской консерватории и одного из монастырей, что придало ему еще больше славы на его родине.

 

14. БИБЕЛЪГАРМОНИКА. Эта модель — один из примеров использования старых форм музыкальных инструментов: органа-портатива, регали, но с использованием нового принципа звукоизвлечения— свободно колеблющегося металлического язычка.

 

 

 

 

 
 
 

 

 

15. РУЧНАЯ ГАРМОНИКА БУШМАНА. На основе усовершенствованного камертона, которым Христиан Фридрих Людвиг Бушман пользовался при настройке органов, он приделал кожаный мех, и таким образом в 1822 году в Берлине им была создана ручная гармоника. Эксперимент оказался удачным, и он вместе с отцом Иоханом Давидом Бушмацом и своим братом Эдуардом стали изготавлять примитивные ручные гармоники для продажи. В ручной гармонике, в отличие от настольных, поток воздуха использовался в двух направлениях, чем был увеличен диапазон звуков. Бушман, а за ним и многие мастера в разных странах занимались усовершенствованием на начальном этапе этого простейшего вида ручного маленького музыкального инструмента.

 

 
16. ПЯТИКЛАПАНКА. Простейшая конструкция однорядной ручной гармоники, ставшая по сути дела отправной моделью не только в России, Австрии, Германии, но и в других странах, где зарождалось гармонное производство. Разные звуки при смене движения меха увеличивали диапазон звучания, делая его чуть больше октавы. С самого начала изготовления мастера делали гармоники в двух вариантах, располагая планки той или иной стороной к клапанам. А потому звуки, которые в одном случае попадали на разжим меха, в другом — получались на сжим и наоборот. Так возникли немецкая и французская система последовательности звуков (строя). Французская — совпадала с системой, популярной в России, так как была удобнее при исполнении песен, начинающихся с тоники, и получила название в России — русской системы (строя), немецкая называлась еще итальянской, поскольку получила впоследствии распространение т в Италии.

 

17. СИМФОНИУМ УИТСТОНА. Чарлз Уитстон в 1825 году в Лондоне изобрел новый музыкальный инструмент, в котором он использовал свободно колеблющиеся металлические язычки. Он назвал его «симфониум». Небольшой инструмент имел по 12 клавишей с каждой стороны. При игре воздух вдувался ртом, как на губных гармониках. Таким образом им было заложено целое направление семейства гармоник — губных гармоник с клавиатурой.

 

 

 
 
 
 

18. ГУБНАЯ ГАРМОНИКА БУШМАНА. На основе губного камертона, в котором звукоизвлечения было основано на свободно колеблющихся язычках, Бушманом была изготовлена в 1821 году в Берлине губная гармоника с 15 стальными язычками, и названа она была «аура». Это название не привилось и в дальнейшем подобные инструменты стали называться губными гармониками. На следующий год Бушман создал свою первую ручную гармонику (15).
 

 

 
 
 

 

19. КОНЦЕРТИНА УИТСТОНА. Чарлз Уитстон в 1829 году в Лондоне создал музыкальный инструмент под названием «концертина». Некоторые детали (расположение клавиатур на двух плоскостях и рычаговый механизм инструмента) получили свою преемственность от симфониума (17) и продолжали совершенствоваться на концертине. В 1832 году Уитстон сконструировал усовершенствованную хроматическую модель концертины, существующую и поныне (со временем появились лишь различные диапазоны на клавиатурах).

 

 
 
 
 

20. ФИСГАРМОНИЯ ХЁККЕЛЯ. Антон Хсккель в 1818 году в Вене создал музыкальный инструмент своей конструкции под влиянием ранее созданных инструментов Мельцелем (11), Зауэром (12), Гренье (13) и другими и назвал его фисгармонией. Этот инструмент подвергся многолетним усовершенствованиям мастеров в разных странах (Франция, Гер¬мания, Австрия, США, Канада).

 

 

 

 
 
 
 

21. ЧАСЫ, ШКАТУЛКИ. Акустики и изобретатели, конструкторы и мастера уделяли особое внимание применению нового принципа звукоизвлечения не только в музыкальных инструментах, но и в различных автоматофонах, стремясь к разнообразию и оригинальности звучания. В начале XIX века в Петербурге были изготовлены часы, у которых звуки отсчета времени извлекались на основе свободно колеблющихся металлических язычков. Звуки напоминали звучание флейты. По этому образцу, купленному в Петербурге, часовщик Хр. Мюлленгер изютовил несколько таких часов в Берлине (1810—1920 гг.). Таким образом получила дальнейшее развитие ветвь, основанная Кауфманами, Мельцелем, Гайнрихом и другими (9, 10, 11).

 
 
 

22. ФРАНЦУЗСКАЯ ГАРМОНИКА. Модель гармоники, возникшая под влиянием изобретений Гренье (13) и портативных образцов подобного типа, являющейся более простой и удобной, а потому просуществовавшей около 50 лет.

 

 

 

 

 

 
 
 

 

22а. АККОРДЕОН-ОРГАН. Гармоника массового производства, ставшая основной моделью во Франции. На протяжении около 30 лет она совершенствовалась, демонстрируя не только быстрое продвижение к хроматизации и улучшение звуковых качеств ручных гармоник, но и высокохудожественный вкус в прикладном искусстве. Корпуса инструментов отделывали костью и медью.

 

 
 
 
 

 

 

23. НЕМЕЦКАЯ. Однорядная гармоника, являющаяся продуктом усовершенствования многими немецкими мастерами примитивных гармоник Бушмана (15). Инструмент располагал диапазоном в 16 звуков диатоники и басо-аккордовым аккомпанементом (тоника—доминанта).

 

 

 

 

 
 
 
 

 

24. АККОРДЕОН ДЕМИАНА. В 1829 году в Вене Кирилл Демиан вместе с сыновьями Гвидо и Карлом в своей органной мастерской изготовил гармонику с аккордовым аккомпанементом. Оформляя привилегию на изготовление, он назвал ее аккордеоном. Получил привилегию 6 мая 1829 года. С той поры все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, стали называться во многих странах аккордеонами.

 

 
 
 
 

 

 

25. ТУЛЬСКАЯ. Тульские пяти-семиклавишные (восьмиклавишные) гармоники являются основными ручными гармониками, с которых началось массовое производство гармоник в России с 30-х годов ХIХ века.

 

 

 

 

 
 
 

 

 

26. НЕМЕЦКАЯ КОНЦЕРТИНА. Инструмент четырехгранной формы сконструированный Карлом Фридрихом Улитом в 1834 году в городе Хемнице. Первые инструменты были примитивного устройства (8—10 кнопок с каждой стороны). Со временем диапазон увеличивался — 20, 26, затем достиг 39 кнопок (78 звуков). Очевидно, идея была в какой-то мере заимствована от английской концертины, но возможно созрела самостоятельно или под влиянием гармоники Бушмаяа (К. Улиг знал о свободно проскакивающих язычках с 1819 года).

 

 
 
 
 

27. ФИСГАРМОНИЯ. Следующий этан модернизации фисгармонии (20), имеющий также в основном все главные узлы этого вида стационарных гармоник, продолжающих свое усовершенствование (43).
 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

28. АККОРДЕОН ХРОМАТИЧЕСКИЙ. Одна из характерных ручных моделей французского мастера Бюссона с хроматическим звукорядом и аккордовым аккомпанементом. Характерная французская модель 1850-х годов. Результат усовершенствования предыдущих моделей (22а).

 

 

 

 

 
 
 
 

 

29. НЕМЕЦКАЯ ОДНОРЯДНАЯ. Дальнейшее усовершенствование однорядной гармоники (23) за счет усиления звука (двойной ряд язычков), а следовательно увеличения объема меха, расширения звукоряда (до 20 звуков). Эти признаки сделали инструмент более популярным, этому способствовала и улучшенная отделка, прочность меха и всего инструмента.

 

 

 
 
 
 

 

30. ВЕНКА. В отличие от немецких и русских мастеров, австрийские — принципиально изменили конструкцию механики левой клавиатуры, перенеся кнопки на корпус инструмента. Такое нововведение позволило сделать механику более прочной, усилить звучание аккомпанемента (за счет увеличения количества язычков, потребовавшего, в свою очередь, увеличения площади клапанов) и сделать возможным в дальнейшем расположение второго ряда кнопок.

 

 
 
 
 

 

31. ГАРМОНИКА-ГАРМОНЕТТА. Настольный инструмент, являющийся одним из звеньев усовершенствования уже известных инструментов такого типа (5, 8, 11, 12, 14, 22 и другие).

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

32. ВЯТСКАЯ. В Вятской губернии в начале 40-х годов прошлого века стала формироваться местная модель гармоники, получившая название «вятская». Она имела 16 клавишей на правой клавиатуре (с одинаковым звучанием при смене движения меха) и тремя кнопками на левой (басы, аккорды и подголосок-пискун). Дальнейшее улучшение вятской гармоники привело к увеличению звучащих язычков: два строились на октаву выше, два — основные и один — на октаву ниже. На правом корпусе стали делать движковые регистры, от одного до пяти.

 

 
 
 
33. БАНДОНЕОН. Генрих Банд в Крефельде в 1846 году на основе немецкой концертины (26) сконструировал свою модель гармоники, названной «бандонеоном». Звуки при смене движения меха —разные. Клавиатуры у бандонеона (в отличие от немецкой концертины) располагаются в вертикальном направлении, хотя стро¬ились также в тональностях соль, ре, ля, ми мажор. Октавное звучание в них — бывает двух- и трехголосным (одновременно звучат внутри инструмента два или три язычка в октаву). Бандонеон получил большое распространение в Германии и вместе с тем не меньшее в Аргентине, где давно считается народным инструментом.
 
 

 

34. АККОРДЕОН СОПРАНИ. Паоло Сопрани — основатель промышленного производства гармоник в Италии. Во времена своей юности, в 1863 году, в родной деревне Кастельфидардо, он по образцу одной из моделей аккордеон

Категория: Классификация гармоник | Просмотров: 5990 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]