Приветствую Вас Гость!
Четверг, 23.11.2017, 23:10
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » Русские миниатюрные гармоники – «черепашки».
01:12
Русские миниатюрные гармоники – «черепашки».
Черепашки – уникальные русские миниатюрные гармоники. И сейчас бытует мнение о том, что название «черепашки» гармоники получили от города Череповец, где их изготавливали, но это не соответствует действительности. В Череповце изготавливалась другая национальная русская модель «череповка». А первыми историческими названиями этих гармоник были «танти», коллибри», «лиллипут-гармоники». Название черепашки появилось только начале ХХ века от исполнителей, которые стали так называть их в программах и афишах. Возникло оно потому, что в процессе игры маленькая гармошечка пряталась в ладонях мастера, как в панцире черепахи. В эту группу входит достаточно широкое число моделей, отличительной чертой которых являются миниатюрные размеры. Прародительницей этих гармоник является тульская пятиклапанка – диатоническая гармоника с различными звуками при смене меха. Черепашки настраивались в различных тональностях как правило в высоком диапазоне и имели яркий красивый сочный тембр звука. Высокий тембр черепашек был связан еще и с тем, что в маленьких гармониках можно было использовать только язычки (известно, что чем меньше язычок, тем выше звук и меньше воздуха нужно, чтобы заставить его колебаться). Язычки располагались плашмя на деке, изготавливаемой из елки, что само по себе усиливало звук. Музыка, исполняемая на этих гармониках, напоминала по тембру флейту и веселые птичьи трели. Многие исследователи считают, что черепашки вначале существовали как эксцентрические цирковые инструменты. И действительно среди них можно найти модели, исполненные в виде сапожка, тюбетейки и даже самовара. Встречаются и совсем миниатюрные образцы размером со спичечную коробку. Сначала черепашки имели только правую клавиатуру от 3 до 5 клавиш (их диапазон составлял от 6 до 10 звуков так как черепашки имели разные звуки при смене меха), левая клавиатура не имела ни клавиш, ни кнопок. В своей книге «Гармоника- прошлое и настоящее» Альфред Мирек пишет, что черепашки …. «стали входить в моду в 80-х годах ХIХ века, а наибольшее распространение получили в 90-х годах и начале ХХ века». В возрастании популярности черепашек сыграл большую роль известный российский гармонист Петр невский, который серьезно увлекся игрой на этих инструментах. В этой же работе А.Мирек пишет, что Петр Невский … «в 90-е годы и далее стал заказывать для себя черепашки более сложного устройства, имевшие не только больший диапазон, но и хроматическую гамму. Чтобы эти хроматические гармоники сохранили свои маленькие размеры, Невский ввел хроматически измененные звуки на левой стороне, на правой оставив расположение звуков и клавиш без изменения». Невский был настолько популярен, что часто в каталогах и самоучителях эту гармоники называли «невскими» или черепашками Невского. (Куликовъ Н.. Новый самоучитель для Русской семиклапанной «невской» гармонiи. Москва 1898 г. 19 стр.). Большой вклад в развитие этой модели внес известный гармонист В.С. Варшавский. Он перенес хроматически измененные звуки в правую клавиатуру и сделал второй ряд. В левой руке он разместил басы и аккорды. Такие гармоники стали называться черепашками Варшавского. Игра на черепашках представляла собой особое искусство. Из-за небольших размеров и маленького диапазона требовались совершенно особые средства музыкальной выразительности. У исполнителей на черепашках искусство владения маленьким мехом гармоники доходило до вершин виртуозности. В игре мелкие движения мехом достигались за счет вибрирования кисти правой руки, при этом мелодия действительно напоминала щебетание птиц. Особым приемом игры на инструменте были форшлаги на одной ноте. Легкое движение на сжим а потом сильный и уверенный разжим на основную ноту форшлага, или, наоборот, в зависимости от мелодии сначала легкое движение на разжим, а потом уже начинает звучать основная нота. Таким образом, игра становилась гораздо выразительнее, скрашивая бедные музыкальные возможности и придавая игре цирковую виртуозность, а самим звукам особую тембровую насыщенность. Особой была и манера держать гармонику. Так как гармоники были маленькие и легкие, играли на них преимущественно стоя, держа гармошку на вытянутых руках, так, чтобы зритель хорошо видел эту чудо малютку. Во время игры исполнитель легко и непринужденно двигался по сцене. При игре использовались различные сценические трюки. Миниатюрные инструменты доставались из-за пазухи, из больших карманов, или, как у фокусников, «из воздуха». На удивление публики тюбитейка или колпак вмиг превращались в музыкальный инструмент. До сегодняшнего дня популярны гармоники в форме сапога (мех и правая клавиатура в них встроена в голенище, роль левого полукорпуса играет подошва, есть модели, в которых наоборот клавиатура крепится на подошву), встречаются инструменты, встроенные в самовар. При игре руки исполнителя находятся в постоянном движении не только кисть, но и вся рука. Гармошка оказывается часто в вертикальном положении, обычно правой клавиатурой вверх, а иногда и левой. Наибольшую трудность для исполнителя в освоении игры на черепашки представляет овладение мехом: исполнение различных форшлагов, тремоло создание вариаций и различных украшений мелодий, без которых игра на черепашках была бы простой и невыразительной. Основателями исполнительской школы на черепашках можно по праву считать Н. Чеботаева и П. Невского. Совершенно особенным явлением была игра на этом инструменте В.В. Андреева, создателя первогоПоявившись сначала в Туле, потом в С. – Петербурге через Нижегородскую ярмарку черепашки в начале ХХ века попадают в Казань, где становятся необычайно популярными так как на этих моделях особенно легко и весело звучат национальные татарские мелодии, которые легко укладываются в небольшой диапазон черепашек. Складывается воя национальная школа и мастеров и исполнителей. Наиболее известными из них были Ф. Биккенин, Ф. Туишев, Г. Джемниханов. Особо необходимо отметить уникальное искусство А. Жаллялетдинова который не только виртуозно играл но и сам создавал и изготавливал для себя инструменты. Особенно интересна конструкция изготовленного им сапожка. Он сделан мастером так искусно, что зритель видит только красивый сапожек отделанный в национальном стиле. Во время игры рука исполнителя просовывается в специальный разрез и не видно, как пальцы нажимают на клавиши, а гаде прячется сам инструмент никому не видно. Как большинство исполнителей на черепашках А. Жаляллетдинов играл во время концерта на многих инструмента, заканчивая свое выступление, тем, что снимал с головы тюбетейку и под громкие аплодисменты публики играл на них веселые национальные наигрыши. Часто исполнители на черепашках выступали дуэтом с гармонистами и баянистами. Наиболее известными были были дуэты П. Панов и П. Тропанихин (Ленинград). В. Жерехов и неизвестный исполнитель с сценическим псевдонимом «Итальянец Вася» (Москва). Некоторые исполнители, такие как известный московский гармонист П. Акчаров умудрялись игрять на ререпашке и баяне одновременно, пришав левый полукорпус черепашки к правому полукорпусу баяна. Черепашки были как правило инструментами концертными и играли на них гармонисты-профессионалы, заказывая под себя особые модели со свим расположением звуков и клавиш, поэтому черепашки это целое большое семейство инструментов – истинно российское народное изобретение. На них игрался специфический репертуар различных регионов России (Татарстан, Саратов, северные регионы России). Ни в одно заребежной стране мира не было создано ничего подобного. Искусство игры на черепашках так и не было оформлено в нотных учебных пособиях. Учились играть по цифровому методу, на слух и «с рук» известных исполнителей». Черепашки популярны и до сегодняшнего дня и не смотря на развитие методической мысли научится на них играть можно только по слуху и изучая игру профессионалов. Музей Русской гармоники Альфреда Мирека проводит уникальную работу по воссозданию традиций игры на черепашках. Наталия Вороненко Заведующая «Музеем Русской гармоники Альфреда Мирека» (филиал-отдел ГУК «Музейное объединение» «Музей истории Москвы) Т. Музея (095) 116 – 60 – 50.
Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 5121 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Always refresinhg to hear a rational answer.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]