Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.10.2017, 11:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » Роль и значение фестиваля "Гармонь - душа России"
01:04
Роль и значение фестиваля "Гармонь - душа России"
Значение Московского международного фестиваля «Гармоника – душа России!» для общественно-музыкальной жизни Российской Федерации огромно. Польза и необходимость его проведения в настоящий исторический период времени очевидна, поскольку сейчас, во времена откровенной пошлости, испорченности вкусов, с одной стороны, и оторванности настоящего искусства от широких народных масс, с другой стороны, возвращение к истокам просто необходимо. В широком разнообразии современных музыкальных направлений и течений нужны ориентиры, не позволяющие исполнителям и зрительской аудитории сбиться с истинно верного пути, не погрязнуть в бездарном воспроизведении самых примитивных образцов или не увязнуть в лабиринтах элитного камерного искусства, по существу оторванного от реальности. Нужна золотая середина и некий общепризнанный ориентир, на который стоит равняться. Именно таким маяком, ведущим нас к утраченной популярности инструментов группы «Гармоника», и является Московский международный фестиваль «Гармоника – душа России!», организуемый и проводимый «Музеем русской гармоники Альфреда Мирека» филиала-отдела ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы»» при поддержке департамента культуры г. Москвы.
Показателем востребованности фестиваля «Гармоника – душа России!» в настоящее время являются постоянные аншлаги не только на тематических концертах, проходящих в помещении «Музея русской гармоники Альфреда Мирека», но и на концертах открытия в ЦДРИ и Гала-концертах закрытия форума в одном из престижнейших залов столицы – концертном зале имени П. И. Чайковского. Вот уже шесть лет, благодаря доброму и понимающему отношению руководств Центрального Дома работников искусств и Московской государственной филармонии к идеям фестиваля, эти организации и их концертные залы гостеприимно раскрывают свои двери благодарной публике. Каждый зритель, приходящий на фестивальные мероприятия в течение этих лет, может оценить профессиональное построение программ и режиссуру концертов, а также разнообразие жанров, стилей и репертуара фестивальных концертных представлений. «На нашем фестивале Вы обязательно найдёте себе музыкальное направление по душе!» – это не беспочвенное заявление организаторов праздника, а настоящая правда, потому что действительно, в течение фестивальных дней зритель может выбрать для себя любое из множества направлений, заявленных в анонсах, и посетить эти концерты. Здесь и «Волшебный аккордеон», и «Звёзды русского баяна», и «Играй, гармонь любимая!», и, конечно же, «Эстрадная мозаика», «Парад виртуозов», «Эх, путь – дорожка фронтовая!» и многие другие.
«Гармоника – душа России!» - социально ориентированный фестиваль, призванный дарить людям радость общения с инструментами, одинаково любимыми и профессиональными музыкантами, и простыми слушателями. Он обращает наши взоры на истинную природу инструментов, исторически верных принципам народности и доступности широкому массовому зрителю. Это особенно важно сейчас, когда баянная музыка дала резкий крен в сторону камерности нашего искусства. Не случайно, именно поэтому большое количество музыкантов всей России, настоящих народников, стремится принять участие в мероприятиях фестиваля.
Профессиональный отбор участников осуществляется лично художественным руководителем фестиваля, заслуженным деятелем искусств России, доктором искусствоведения, профессором, вице-президентом «Высшей лиги мэтров мирового аккордеона» А. М. Миреком, администратором фестиваля, кандидатом педагогических наук, заведующей «Музеем русской гармоники Альфреда Мирека» Н. А. Вороненко и другими членами организационного комитета по предварительно сделанным видеозаписям выступлений претендентов. Причем, предпочтение отдаётся концертному или любому другому, так называемому «живому» исполнению, где просматривается естественная реакция зрителей на выступление музыканта и непосредственно виден кураж исполнителя. В таком подходе к подбору участников фестиваля я усматриваю, прежде всего, заботу о Его Величестве Зрителе, что выгодно отличает данный Московский форум от ему подобных. Желание устроителей фестиваля представить в своих программах не только лучших профессиональных музыкантов, но и исполнителей, обладающих яркой сценичностью, вызывает искреннее уважение и благодарность многочисленных зрителей, предпочитающих народную и эстрадную музыку в исполнении на гармонях, баянах, аккордеонах любой другой.
Следует сказать, что, конечно же, первый фестиваль 2003 года ещё нуждался в каком-то специальном информационном освещении и, естественно, собрал небольшое количество лучших музыкантов. Но вот последующие форумы уже не могли вместить всех желающих участвовать в фестивальных мероприятиях. Причём, сработала уже не реклама и освещение событий фестиваля в средствах массовой информации (что всегда на всех шести форумах делалось достаточно профессионально оргкомитетом и рабочей группой во главе с администратором Н. А. Вороненко), а сыграла свою роль добрая слава об успехах фестиваля, очень быстро распространившаяся повсеместно. И весьма логично, что многие российские и зарубежные музыканты захотели показать жителям столицы свое мастерство в рамках последующих международных форумов. Достаточно сказать, что, к примеру, на четвёртый фестиваль в оргкомитет было подано сорок восемь заявок, а вот отобрано было всего лишь шестнадцать.

Несмотря на то, что организационный комитет достаточно демократичен в отношении отбора, всё-таки основополагающими принципами участия в международном фестивале «Гармоника – душа России!», наряду с высоким профессионализмом исполнителя и его репертуарной базой, являются, по мнению идейных вдохновителей форума А. М. Мирека и Н. А. Вороненко, человеческие качества музыканта. На мой взгляд, это немаловажно. Тем более, что давно известно: чем выше уровень исполнителя, тем проще и доступнее он для окружающих.
Проанализировав все шесть фестивалей, можно с уверенностью заявить, что география российских участников этого форума обширна и разнообразна. От заснеженной Архангельской области и Республики Коми на Севере России до знойного Краснодарского края на Юге Федерации. От Южного Урала и Сибири на Востоке, до западных границ Российской Федерации с братскими Белоруссией и Украиной. Здесь и талантливая Центральная Россия, и не менее талантливое и «разноцветное» Поволжье – от Нижнего Новгорода до Волгограда. Зажигательная Кабардино-Балкария и мудрая Хакассия. И, конечно же, лучшие музыканты Санкт – Петербурга и Москвы. Вот далеко не полный список регионов, областей и городов Российской Федерации, представивших своё искусство на концертных площадках фестиваля лучшими исполнителями на гармонях, баянах и аккордеонах.
Зарубежное же искусство было представлено на шести фестивалях ведущими исполнителями Франции, Германии, Финляндии, Сербии, Белоруссии, Украины и странами Прибалтики.
За годы существования фестиваля его зрители смогли услышать и увидеть искусство более шестидесяти лучших исполнителей на различных видах инструментов под общим названием «Гармоника». Так же своим высоким уровнем мастерства столичную публику порадовали ещё два оркестра и более 23 ансамблей разных составов, работающих в различных жанрах и стилях.
Мне, как гармонисту, приятно отметить, что наше направление было представлено на мероприятиях фестиваля наибольшим количеством участников. Тридцать четыре гармониста, как профессионала, так и уникальных талантливых народных самородка, смогли доставить эстетическое наслаждение любителям традиционной музыки, исполняемой на наших инструментах, великолепным мастерством на различных видах гармоней. На концертных площадках шести фестивалей, радостно переливаясь звонкими голосами, звучали гармони хромки, бандонеоны, английские концертино, ливенки, елецкие рояльные гармошки, саратовки, вологодские тальянки, разные виды черепашек, национальные гармони, губные гармошки и другие разновидности столь популярного во всём мире инструмента.
Афиши фестиваля в разные годы украшали известные в Российской Федерации и далеко за её пределами имена гармонистов:
• Валентин Осипов (Санкт – Петербург) – уникальный исполнитель-виртуоз на английском концертино (2003 – 2006 г.г.);
• Вильям Сабатье (Франция) – бандонеонист, лучший исполнитель наследия Астора Пьяццоллы (2005 г.);
• Сергей Сметанин (г. Архангельск) (2004 г.) заслуженный артист РФ, солист НАОНИР им. Н. П. Осипова под управлением народного артиста России Н. Н. Калинина, композитор, непревзойдённый исполнитель на Вологодской тальянке, хромке, пиле, ложках и многих других инструментах, педагог;
• Александр Курдюмов (г. Москва – г. Саратов) (2003 г., 2004 г., 2005 г., 2007 г.), - заслуженный артист РФ, художественный руководитель ансамбля «Россы», один из лучших исполнителей на гармони – саратовке и других разновидностях русских гармоней;
• Геннадий Калмыков (г. Орёл) (2003 г.. 2005 г. 2006 г. г.) – заслуженный артист РФ, солист НАОНИР им. Н. П. Осипова под управлением народного артиста России Н. Н. Калинина, первый дипломированный гармонист-профессионал России, первый исполнитель произведений крупной формы для русских гармоней, хромки и ливенки, композитора Е. П. Дербенко, исполнитель-виртуоз на различных видах русских гармоней и других русских народных инструментах, руководитель детского семейного ансамбля «Ребята из Орла» Орловской детской школы искусств им. Д. Б. Кабалевского, педагог, композитор.
В этой череде известных имён можно назвать также большое количество выступающих на фестивале прекрасных музыкантов-гармонистов – лауреатов великого множества Международных и Всероссийских конкурсов, заслуженных работников культуры России и других субъектов РФ, солистов государственных филармоний и концертных объединений, преподавателей и директоров учебных заведений искусств, музыкально-общественных деятелей, руководителей областных и городских клубов гармонистов, самодеятельных композиторов, талантливых молодых исполнителей и многих, многих других.


Но отдельно от остальных следует выделить, конечно же, имя заслуженного деятеля искусств РФ, члена Союза композиторов России, преподавателя, музыкально – общественного деятеля, прекрасного исполнителя на баяне и гармони, Евгения Петровича Дербенко (г. Орёл), участвовавшего в фестивале в 2004 г. Именно по его инициативе и его стараниями, в г. Орле создана трёхступенчатая система образования гармонистов. В настоящее время на Орловщине преподавание по классу гармони ведётся во всех образовательных звеньях: детские школы искусств, Орловский музыкальный колледж, Орловский государственный институт искусств и культуры. Начатый в 1992 г. эксперимент по профессиональному обучению гармонистов уже дал положительные всходы и распространился по Российской Федерации. Молодые гармонисты уверенно побеждают, становятся лауреатами и дипломантами на многочисленных конкурсах различных уровней, выступают с профессиональными и самодеятельными оркестрами русских народных инструментов и симфоническими коллективами страны, дают сольные концерты в самых престижных столичных залах и городах России, исполняя разноплановую музыку. Композитором Е. П. Дербенко на данный момент создан большой репертуар для гармоней хромки и ливенки. Это – оригинальные сочинения крупной формы для данных инструментов: концерты, сюиты, рапсодии и др., переложения классической музыки, джаз и эстрада, полифония и, конечно же, произведения, использующие большой пласт народной традиционной музыки.
Доброжелательное отношение оргкомитета фестиваля и лично А. М. Мирека к профессиональной гармони, положительно влияет на её популяризацию и дальнейшее распространение в Российской Федерации и за её пределами. Исключительно благодаря дальновидности организаторов (и это уже стало хорошей традицией) в фестивальных концертах неоднократно принимали участие не только известные гастролирующие по странам и континентам музыканты-гармонисты, но и молодые исполнители из разных городов. Представители же Орловской профессиональной школы, ученики Е. П. Дербенко и Г. В. Калмыкова, выступая как сольно, так и в составе различных ансамблей, неизменно удивляли искушённую столичную публику своим юношеским задором и отнюдь не юным мастерством. Для многих из них площадки фестиваля стали хорошим трамплином для будущей профессиональной музыкальной карьеры.
Стоит отметить ещё одну прекрасную традицию Московского международного фестиваля «Гармоника – душа России!», зародившуюся с лёгкой руки А. М. Мирека ещё в 2003 г. и имевшую место во все последующие годы. Отрадно, что в одном концерте на фестивале можно услышать не только профессионалов гармонистов, но и лучших представителей самодеятельного направления, сохраняющих и развивающих традиционное народное импровизационное исполнительство. Причём, это относится не только к широко распространённой гармони хромке, но и к другим разновидностям этого исконно русского инструмента. В свое время, в середине восьмидесятых годов, неутомимому энтузиасту русской гармони Г. Д. Заволокину, композитору и ведущему всенародно любимой телевизионной программы «Играй, гармонь!», а впоследствии народному артисту РФ, руководителю одноимённого Всероссийского центра и известному музыкально-общественному деятелю удалось раскопать, расшевелить и поднять на поверхность целый пласт народно-крестьянской культуры, непосредственно связанный с гармонью. С тех пор представители Заволокинского направления, гармонисты «Золотых десяток» радуют всю Россию незаурядным творчеством, даря людям искусство традиционного бытового музицирования на гармони, играя собственные обработки народных мелодий, раскрывая зрителям свою душу русской песней и частушкой. «Золотые гармонисты» не оставили без внимания и фестиваль, в названии которого уже заложена сама суть Заволокинской идеи. «Гармоника – душа России!» - форум, расширивший свой исполнительский и зрительский круг за счёт привлечения в ряды участников концертов лучших представителей самодеятельности и почитателей их творчества. Таким образом, присутствие на сцене представителей двух течений в развитии современной русской гармони даёт возможность зрителям получить общую картину о наших инструментах в настоящее время. Это положительно сказывается не только на настроении и восприятии музыкального материала публикой старшего возраста, воспитанной именно на бытовой народной традиционной музыке, но и является замечательным примером для представителей молодого поколения, имеющих счастливую возможность слышать исполнение мастеров двух направлений и, соответственно, сравнивать их, оценивать, выбирать и перенимать опыт старших. К тому же, эта традиция полезна и для самих участников фестиваля, взаимообогащающихся мастерством и манерой исполнения друг друга.
Примечательно и то, что многие зрители, как пожилые, так и молодые, выходя из залов после концертов, проводимых в рамках фестиваля, высоко отзываются об исполнителях и их репертуаре. Известный Московский баянный, аккордеонный и гармонный мастер А. А. Сизов однажды после одного из концертов фестиваля сказал мне: «Ну, наконец-то стало хоть что послушать!» А из уст этого человека, профессионального мастера, любителя и завсегдатая Московских баянных концертов это значит очень много!


С 2006 г. в рамках фестиваля прижилась и ещё одна замечательная традиция, выражающаяся в проведении ежегодных научно-практических конференций «Современные проблемы сохранения и развития традиций игры на гармонике, баяне и аккордеоне в России и в мире». Материалы конференций, на которых выступают многие известные исполнители, композиторы, педагоги и общественно-музыкальные деятели в обязательном порядке прекрасно издаются и становятся доступны широкой аудитории. А это значит, что фестиваль вышел на совершенно новый этап своего развития – не только публичного воспроизведения музыкального материала, но и глубоко научного анализа современного состояния нашего искусства, где русская гармонь и её разновидности занимают достойное место.
«Гармоника – душа России!» - фестиваль с человеческим лицом, поскольку, несмотря на очень высокий профессиональный исполнительский уровень, он всё-таки обращён к широкой зрительской аудитории, чего не скажешь, к сожалению, о многих подобных международных форумах, причём не только Московских. Демократичность репертуара, выраженная в исполнении народной традиционной музыки, шедеврах профессиональной оригинальной музыки, базирующихся на народном мелосе, а также широкая палитра эстрадных направлений – всё это положительно сказывается на наполняемости зала. И это объективная реальность, так как, на мой взгляд, истинные любители и поклонники инструментов группы «Гармоника» устали от заакадемизированности и повсюду навязываемой нам в последние десятилетия камерности.
Широкие массы слушателей, как старшего, так и среднего поколений, с ностальгией обращают свои взгляды в недавнее прошлое, в котором были такие профессионалы высочайшего уровня, гармонисты и баянисты, как И. Паницкий, Н. Ризоль и многие другие. Именно они своим высокопрофессиональным и очень демократичным, особенно по сегодняшним меркам, творчеством, сделали гармонь и баян повсеместно любимым инструментом. Фестиваль, проводимый «Музеем русской гармоники Альфреда Мирека», как раз и является, по сути дела, реаниматором данного направления, по существу единственным в своём роде форумом в Российской Федерации.
Я, как и многие народники в нашей стране, искренне верю, что с Божьей помощью и при содействии международного фестиваля «Гармоника – душа России!» наши души действительно исцелятся. Мы вернёмся к своим истокам, и наши инструменты вновь станут повсеместно востребованными и любимыми!



Заслуженный артист РФ,
гармонист – профессионал,
неоднократный участник Московского
международного фестиваля
«Гармоника – душа России!»
Геннадий Калмыков.

Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 4403 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]