Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.09.2017, 19:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Март » 23 » Принцип извлечения звуков на гармониках
13:09
Принцип извлечения звуков на гармониках
Источником звука в язычковых музыкальных инструментах ляется закрепленный одним концом упругий язычок. Привести в колебательное движение свободный конец язычка можно различными способами: щипком, ударом, направленной струей воздуха. Вибрируя, язычки приводят в движение окружающий воздух, создавая звуковые волны, которые и воспринимаются нашим слухом.

В подгруппах пневматических и пневмоклавишных инструментов группы язычковых музыкальных инструментов язычки возбуждают направленной струей воздуха*. На губных гармониках играют, прикасаясь к ним губами, используя давление воздуха, создаваемое легкими, однако губы в звукообразовании не участвуют, а только передают инструменту струю воздуха, звуковые же колебания производят под действием воздушного давления язычки, каждый из которых настроен на определенную частоту,

Для осуществления колебания язычка от струи воздуха в пневмоклавишных инструментах применяется узел (конструктивное соединение язычка с рамкой), который в производстве язычковых музыкальных инструментов принято называть голосовой планкой.

Голосовая планка 6 (рис. 1) состоит из рамки 2, упругого язычка 3 и заклепки 4, при помощи которой язычок приклепывается к рамке,

Свободный конец язычка при отклонении входит в проем 5 рамки с минимальным зазором между кромками язычка и стенками проема. Величина зазора является одним из основных показателей качества голосовой планки.

Чтобы заставить язычок вибрировать, нужно струю воздуха направить на планку с той стороны, где прикреплен язычок. Кроме того, поступающий воздух надо ограничить таким образом, чтобы он мог проходить только в проем рамки, обтекая язычок с трех сторон. Для этого в пневмоклавишных инструментах имеются меха, рычажно-клапанные механизмы, входные камеры ("резонаторы"), несущие голосовые планки. При минимальном давлении воздуха, направленного в проем рамки, язычок не вибрирует. При увеличении давления воздух, обтекающий язычок, увлекает его в проем рамки, преодолевая сопротивление язычка. Как только это произойдет, давление воздушной струи вблизи язычка уменьшается и благодаря своей упругости язычок возвращается в исходное положение, затем по инерции отклоняется в противоположную сторону и подхваченный воздушной струей вновь входит в проем рамки. Движения язычка будут повторяться до тех пор, пока поступает воздух. При увеличении давления увеличивается амплитуда колебания язычка и, следовательно, громкость звука, но до определенного предела - до возникновения срыва.
Рис. 1. Голосовые планки: а - кусковая с одним язычком; б - кусковая с двумя язычками (без проемных клапанов);
1 и 3 - язычки; 2 - рамка; 4 - заклепка; 5 - проем; 6 - голосовая планка в сборе; 7 - лайковый проемный клапан
 
При игре на аккордеоне или баяне меховую камеру поочередно сжимают и растягивают, следовательно, давление воздуха внутри нее во время сжима будет выше атмосферного, а во время растягивания (расжима) - ниже на 200-250 мм. вод. ст. (максимально).

Таким образом, воздух, направляемый через проемы рамок, движется сквозь меховую камеру. Язычок 3 (рис. 1, а), приклепанный к рамке, как указано на рисунке, можно заставить вибрировать только односторонним движением воздушной струи. Значит, язычок такой планки будет издавать звук только при движении меха в одну сторону, например при растягивании. Чтобы инструмент звучал при растяжении и при сжатии меха, голосовые планки делают двойными, т. е. в каждой рамке выбирают два сквозных проема и приклепывают к ней с обеих сторон по язычку (рис. 1,б); один из язычков возбуждается при сжиме меха, другой - при разжиме.
 
Рис. 2. Схема входной камеры с голосовыми планками
 
Чтобы уменьшить количество воздуха, проходящего сквозь проемы при игре, каждый проем прикрыт проемным лайковым клапаном, пропускающим воздух только в одном направлении. Повышенный расход воздуха при игре на пневмоклавишных инструментах излишне утомляет исполнителя.

При движении воздуха в направлении, указанном стрелкой 5 (рис. 2), колеблется наружный язычок 1. Проемный клапан 2 этого язычка, находящийся на внутренней стороне рамки 3, отгибается от ее поверхности струей воздуха, проходящей мимо язычка в проем. Движение воздуха в этом направлении происходит при сжатии меха. Второй (внутренний) язычок находится в покое, так как доступ воздуха к нему перекрыт проемным клапаном. При сжатии меха давление воздуха внутри увеличивается, вследствие чего клапаны плотно прижимаются к плоскостям рамок, прикрывая выход воздуха через проемы для внутренних язычков.

При движении воздуха из окружающего пространства в полость 4 входной камеры (указано стрелкой 6), которое происходит при растягивании меха, вибрирует внутренний язычок и проемный клапан отгибается от плоскости рамки. В этих условиях давление воздуха внутри меха становится ниже атмосферного, проемный клапан, находящийся на внутренней стороне рамки, прижимается к плоскости планки, прикрывая проход воздуха к язычку 1. Неплотное прикрытие проемов проемными клапанами, а также увеличен ные зазоры между кромками язычков и стенками проемов повышают расход воздуха при игре.
В зависимости от частоты звучания язычки имеют разные размеры и особенно отличаются по длине. Так, длина язычка то на Соль1, имеющего частоту колебания 48,99 Гц, равна 63 мм; длина язычка до-диез4 при частоте 2216,96 Гц имеет длину лишь 10,4 мм (по практическим данным).

Естественно, что расход воздуха, проходящего через проемы, для длинных язычков будет больше, чем для коротких. Планки с язычками третьей и четвертой октав при длине рабочей части от 10 до 15 мы и зазоре между кромками язычков и стенками проемов 0,05-0,06 мм настолько экономно расходуют воздух, что не требуют применения проемных клапанов, которые необходимы для более длинных планок.

Если же проемного клапана в длинных язычках не будет, то воздушная струя получит возможность раздвоиться и часть ее направится в проем, отогнет внутренний язычок и будет свободно выходить сквозь проем.

Каждый язычок прикрепляется к рамке одной или двумя заклепками. Большинство рамок имеет по два отверстия для заклепок, так как длинные язычки приклепывают к рамкам двумя заклепками. Располагают заклепки на лопатке язычка по его осевой линии на небольшом расстоянии одна от другой. Приклепывание двумя заклепками обеспечивает надежное крепление язычков на рамке и предохраняет от провертывания и расшатывания в процессе работы.
 
* Эти инструменты иногда ошибочно относят к группе духовых музыкальных инструментов, в которых источником звука является столб заключенного в канал инструмента воздуха.
 
Источник: Н. Г. Розенфельд, М. Д. Иванов, Издание 2, Издательство "Легкая индустрия", Москва, 1974 г.
Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 3947 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]