Приветствую Вас Гость!
Суббота, 25.11.2017, 10:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » О самоучителе Лондонова
01:01
О самоучителе Лондонова
Безусловно, народные музыканты не играли по нотам и не имели понятия о таких вещах как тактовый размер или стаккато, однако они обладали определенными моделями музыкального мышления и пользовались своей терминологией. Так, например, «погуще» означает играть или петь быстрее, а «пореже» - медленнее и др. Но сегодняшние начинающие гармонисты, если не имеют перед глазами примера в виде отца, дяди, соседа, мастерски играющего на гармошке безо всяких нот, вынуждены оперировать моделями музыкального мышления, знаниями, терминологией, выработанными классическим музыкальным искусством, поскольку процесс обучения будет основан не на принципе изустной передачи мастерства, а с помощью нотной грамоты.
Одной из наиболее важных проблем, как обучения, так и исполнительской практики является проблема репертуара. Подбор произведений в самоучителе П.Лондонова обусловлен учебной задачей и построен по принципу «от простого к сложному». При этом песни расцениваются как материал, более доступный для восприятия и воспроизведения, чем наигрыши, которые помещены в конце самоучителя. Это верно в том смысле, что слуховой опыт современного человека в большей мере ориентирован на гамофонно-гармонический стиль (мелодия с аккомпанементом), а с наигрышами связан в меньшей мере. Поэтому, действительно, современному человеку легче начать играть песни, чем наигрыши. Однако кратчайший путь далеко не всегда самый верный.
Известно, что при большом желании на любом инструменте можно сыграть что угодно. Например, консерваторские балалаечники лихо играют переложения скрипичных этюдов Н.Паганини, а можно и ноктюрн сыграть «на флейтах водосточных труб», следуя провокации В.Маяковского. Однако, что же играли на гармони в деревнях? В первую очередь наигрыши – под пляску, под частушки – плясовые и распевные, на проходку. В некоторых инструментальных традициях, в частности, псковско-белорусского пограничья, под гармонь причитали невесты на свадьбе, гармонные наигрыши сопровождали торжественные моменты свадебного ритуала – благословение, выходы молодых и назывались «маршами». Под гармонь танцевали польку и краковяк, тустеп и па д’эспань, кадриль и лансье. А вот исполнять песни под аккомпанемент гармони стали значительно позднее. Расцвет этой традиции приходится на советское время, когда авторские песни, особенно песни из кинофильмов, в которых звучали песни «в народном духе» такие как «Каким ты был, таким ты и остался», «Виновата ли я», «Что стоишь, качаясь», «Вот кто-то с горочки спустился» стали по сути народными. Их пели на демонстрациях и на свадьбах, в праздничном застолье и на пятачке в городском парке.
Исполняя песни, гармонисты, владевшие традиционной игрой, переносили в них черты, характерные для наигрышей – импровизационность мелодики, формульные мелодические «коленца», особые исполнительские штрихи. Именно поэтому песни в их исполнении приобретали истинно народный характер, как бы «вживались» в традиционную музыкальную среду.
А потому, вероятно, более оправданной будет методика обучения, основанная на приобретении навыков, связанных с традиционным исполнительством. А приобретение этих навыков могут обеспечить именно наигрыши. Проще говоря, начинать учиться играть на гармони нужно не с песен, а с наигрышей. При этом должна быть разработана специальная методика, в которой обучение будет выстроено по тому же самому принципу «от простого к сложному» в разных сферах исполнительского мастерства: освоение структуры наигрыша по басу, техника работы с мехами, овладение мелодическими формулами в разнообразных вариантах и др. При этом при разучивании песен необходимо применять навыки игры, полученные в процессе освоения наигрышей.
Чрезвычайно важно при обучении акцентировать внимание на принципиально вариационную природу исполнительства. Музыкант должен научиться импровизировать, творить – это обязательное условие, без этого народная музыка теряет свои главные качества. Очевидно, что публикации обработок наигрышей в самоучителе П.Лондонова далеки от этих целей и скорее представляют собой застывшие в своей законченности пьесы. Разумеется, упорный ученик может разучить их и, может быть, даже затвердить на память, но сыграть что-то в этом духе он вряд ли будет способен.
Говоря о репертуаре самоучителя, необходимо признать, что его содержание во многом скорректировано временем его создания и связано с идеологической направленностью. Так, помимо русских народных песен автором опубликованы песни и танцы народов СССР и дружественных социалистических стран - польские, чешские, неизвестные широкому слушателю и вряд ли представлявшие интерес для музыканта, целью обучения для которого было, в первую очередь, бытовое музицирование. Кроме того, большинство русских, украинских и белорусских народных песен, помещенных в самоучителе в виде обработок, также малоизвестно и в быту не исполняется. Но, очевидно, автор самоучителя и не ставил себе такой сверхзадачи и разрабатывал учебное пособие, опираясь на «народный» репертуар баянистов, оркестров народных инструментов.
Итак, результат, который планируется как итог обучения игре на двухрядной гармони-хромке по самоучителю П.Лондонова, возможен следующий. Освоенный репертуар может быть использован в сценической практике, возможно народного хора, однако для исполнения в быту большинство предложенных в репертуаре произведений не годится. Предлагаемая методика обучения не позволяет развивать творческое начало в музицировании, а настраивает на заучивание авторских пьес. Техника игры на гармони заимствована автором из области баянного исполнительского искусства, соответственно музыкант будет играть на гармони как на баяне.
Таким образом, задача обучения игры на гармони как на гармони не решается, необходимы новые самоучители, которые бы ставили такую задачу. Однако может ли вообще самоучитель, даже очень хороший, решить проблему обучения, возможно ли научиться играть по самоучителю? Наверное, возможно, если можно научиться иностранному языку при помощи разговорника. Очевидно, что обучение исполнительскому искусству невозможно без «изустной» передачи мастерства, без союза учителя и ученика, без особой среды, которая формирует слуховой и зрительный опыт, эстетический вкус.
Но как быть в том случае, если нет учителя, нет среды, а есть только немая гармонь и желание играть? Вероятно, необходимы такие учебные пособия, которые могли бы смоделировать естественные механизмы передачи традиций исполнительского мастерства, в какой-то мере заместить и учителя, и среду. Эту проблему могли бы решить, во-первых, видео публикации уроков, мастер-классов с хорошими гармонистами (в том числе народными музыкантами), владеющими методикой обучения, основанной на знании традиционной игры, во-вторых, публикации видео и аудиозаписей игры народных музыкантов из фольклорных фондов с комментариями фольклористов-практиков (владеющих игрой) относительно особенностей исполнения, и, в-третьих, толковые нотные публикации наигрышей с предлагаемой методикой их освоения.
В свое время П.П.Лондонов, музыкант с классическим исполнительским образованием, взялся научить желающих играть на гармони. Вероятно, пришло время фольклористам-практикам взять это дело в свои руки.

Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 3778 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]