Приветствую Вас Гость!
Пятница, 23.06.2017, 11:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Март » 23 » Московская и ленинградская раскладки клавиатуры
13:30
Московская и ленинградская раскладки клавиатуры
Важным новшеством, внесенным русскими мастерами в конструкцию гармоники Мирвальда, было изобретение валикового басового механизма вместо применяемого механизма из гнутых рычагов.

В принципе валиковая система позволяет из звуков в пределах одной октавы извлекать готовый аккорд при нажатии на одну из кнопок басовой клавиатуры.

Впоследствии валиковая система нашла самое широкое распространение у всех видов гармоник и в настоящее время является основой басовых механизмов.

Изготовленные московскими мастерами Ф. М. Захаровым и П. П. Ватутиным трехрядные хроматические гармоники уже имели сходство с современным баяном.


Рис. 9. Схема клавиатуры мелодии московской раскладки
Эти гармоники имели 37-40 клавиш мелодии, расположенных по диагоналям в порядке последовательного извлечения звуков хроматического звукоряда (рис. 9).
Подобное расположение клавиатуры мелодии впоследствии стало называться московской раскладкой.

Однако клавиатура басовой части в этих гармониках еще не имела вспомогательного ряда басовых клавиш, септаккорда и уменьшенного доминант-септаккорда.

Первый инструмент с хроматическим расположением звуков в мелодии типа современного баяна был изготовлен в 90-х годах петербургским мастером В. С. Стерлинговым для выдающегося музыканта-гармониста Я. Ф. Орланского-Титаренко, который и назвал свой инструмент впоследствии баяном по имени легендарного древнерусского певца и музыканта Бонна, упоминаемого в поэме "Слово о полку Игореве".

Баян, сконструированный и изготовленный Стерлинговым, имел 52 звука в мелодии и 72 готовых аккорда в басовой части. Клавиатура басового механизма, кроме основного ряда басов, имела вспомогательный ряд, септаккордный, и ряд уменьшенного доминант-септаккорда.

Чтобы максимально облегчить переход от двухрядной гармоники к новому инструменту, Стерлингов изменил расположение клавиатуры мелодии и ввел четвертый дополнительный ряд (рис. 10).


Рис. 10. Схема клавиатуры мелодии ленинградской раскладки
В дальнейшем баяны с расположением звуков в мелодии по системе Стерлингова стали называться баянами с ленинградской раскладкой (рис. 11), но большого распространения они не получили, и в период 1930-1935 гг. были окончательно вытеснены баянами с московской раскладкой - наиболее удобной.
Рис. 11. Баян с клавиатурой ленинградской раскладки


Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 5424 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]