Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.10.2017, 11:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » "Ливенка на современном этапе", статья Г. Калмыкова
01:09
"Ливенка на современном этапе", статья Г. Калмыкова
Как известно, гармонь - «Ливенка» - русский народный инструмент, относящийся к группе клавишно-духовых язычковых инструментов семейства «Гармоника». Не вдаваясь в подробности возникновения данной разновидности русских гармоней, всё-таки напомню, что этот инструмент, появившись во второй половине девятнадцатого века, был достаточно широко распространён на территории России. Но в особенности, в округе городов Ливны и Елец Орловской губернии. О популярности этого инструмента говорят хотя бы те факты, что в старину, на Орловщине, с ливенкой провожали мужчин в армию. А также парни в сопровождении своих друзей ходили свататься к девушкам. (Отсюда название старинных наигрышей, страданий «От ней» и «К ней»). То есть, инструмент был неотъемлемой частью жизни и свадебного обряда. Если девушка соглашалась на предложение парня, то новоиспечённый жених, уходя от своей невесты, наигрывал на радостях разные весёлые наигрыши. Если же девушка ему отказывала, то парень принародно разрывал инструмент пополам. Ну, а спустя некоторое время, как рассказывали старожилы, гармонист покупал новый инструмент и шёл свататься к другой своей зазнобе. (Т. е. инструмент был достаточно дешёвым, поскольку был популярным, и было достаточное число мастеров, изготовлявших ливенские гармошки). Таким образом, гармонь – «Ливенка» долгое время была неотъемлемой частью жизни и быта жителей центральной части Российской империи. Для неё были даже выпущены несколько самоучителей разных авторов. Например: Кричко «Самоучитель для ливенской гармошки», С. Я. Егоров «Новейший общедоступный самоучитель для ливенки», Рославль 1903 г., С. П. Егоров «Новейший общедоступный самоучитель для ручной гармошки рояльного строя, вятской, ливенской и кларнетной».
С появлением в начале двадцатого века баяна, эта гармонь, так же как и другие разновидности русских гармоней, постепенно стали выходить из обихода. Таким образом, во второй половине XX века «Ливенка» встречалась довольно редко на территории нашей страны…
Инструмент начал возрождаться в России во времена правления Н. С. Хрущёва, так называемой Хрущёвской оттепели - в шестидесятых годах двадцатого века, когда резко возрос интерес к творчеству народа. В это время на Орловщине в г. Ливны В. Занин организовал и возглавил самодеятельный ансамбль «Ливенские гармошки». Коллектив единомышленников состоял из любителей гармонистов. По просьбе В. Занина - первого руководителя коллектива, для его ансамбля один из ливенских печных мастеров К. Ф. Кудрявых на основе старых конструкций стал делать собственные новые гармони – «Ливенки», которые на долгие годы составили основу инструментальной базы ансамбля. В 1967 году ансамбль «Ливенские гармошки», победив у себя на Родине, впервые выступил в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, где и был оценен жюри как один из лучших самодеятельных коллективов страны.
После смерти В. Занина коллектив, оставшийся без руководителя, некоторое время возглавляли местные и приезжие музыканты. Среди приезжих был и молодой выпускник ГМПИ им. Гнесиных Е. П. Дербенко. Будучи личностью неординарной, работая руководителем ансамбля, он сначала сам научился играть на этом инструменте, освоил приёмы исполнения – тем самым, завоевав авторитет у местных гармонистов. Это позволило ему не только познакомиться с местными исполнительскими традициями, раскрываемыми ему участниками ансамбля, такими, например, как И. А. Окороков, И. Кестровский и др., но и создать на основе их материала собственные обработки, составившие первый и единственный профессиональный репертуар ансамбля. Среди его пьес, исполняемых ансамблем по сей день,: русская пляска «Барыня», обработка русской народной песни «Камаринская», оригинальная пьеса «Сельские гармонисты» и др. Благодаря деятельности Е. П. Дербенко было записано на центральном и Орловском радио немало пьес в исполнении ансамбля, а также уникальных исполнителей гармонистов – самородков на ливенской гармони.
Основываясь на собственных знаниях и личном исполнительском опыте, Е. П. Дербенко предложил для изготовления и использования в концертной деятельности ансамбля конструкцию усовершенствованной гармони – «Ливенки», с добавлением второго ряда на правой клавиатуре, состоявшего из недостающих полутонов. Мастером К. Ф. Кудрявых была изготовлена подобная двухрядная ливенка в начале семидесятых годов прошлого века. Благодаря нововведению, у инструмента появился ряд преимуществ и дополнительных возможностей. На ливенке стало возможным исполнение не только народных наигрышей и обработок, но и музыки абсолютно других направлений.
Итак. В настоящее время инструмент имеет два ряда в правой клавиатуре диапазоном две октавы: от звука соль малой октавы - до звука соль второй октавы. Полный хроматический звукоряд. Ряд белых клавиш, характерный для старинных конструкций, не отличается от традиционных инструментов и имеет цефаутный (церковный) лад с пониженной VII ступенью или, другими словами, цепочку миксолидийских ладов. Этот строй, позволяет играть на основном ряду, как на старинных ливенках без изменений, в тональностях A, D, G и C- dur. А, учитывая параллельные тональности, тональности II ступени и новаторское добавление Е. П. Дербенко – звукоряд с недостающими полутонами, ливенка в настоящий период имеет поистине неограниченные возможности в правой клавиатуре. К тому же, маленькая мензура правой клавиатуры позволяет достичь очень хорошей мелкой техники при исполнении. Не удивительно, что виртуозная игра на этом инструменте исстари была традиционна в Ливенской округе.
Что касается левой клавиатуры, то здесь находятся восемь басов – «гудков», расположенных на лицевой стороне левого полукорпуса по квартово-квинтовому кругу, начиная от звука фа малой октавы. В старых инструментах на лицевой стороне располагалось только пять басов – «гудков». На тыльной стороне левого полукорпуса у них находились готовые аккорды, по аналогии с елецкой рояльной гармонью и «пискун» «Ре» второй октавы. Но, проходя сквозь призму времени, аккорды и «пискун» не прижились на этом инструменте.
В настоящее время ливенка всё ещё бытует в народной среде на Орловщине, хотя, к сожалению, это встречается всё реже и реже. В самодеятельном направлении, безусловно, продолжает свою деятельность ансамбль «Ливенские гармошки» под руководством заслуженного работника культуры РФ В. Демидова в составе до пятнадцати человек. Выступает в концертах не только полный состав, но и его часть – ансамбли малых форм вместе с солистами.
Профессиональное же исполнительство на гармони – «Ливенка» зародилось в г. Орле, в начале девяностых годов двадцатого века, когда заслуженный деятель искусств РФ, композитор Е. П. Дербенко написал первое произведение крупной формы - концертную сюиту для ливенской гармони с оркестром русских народных инструментов. Сюита написана в циклической сонатной форме, каждая часть которой представляет законченное по – построению произведение: первая часть - «Страдания», вторая часть – «Шла гармошка по селу», третья часть – «Кадриль». Все части сюиты очень виртуозны и зрелищны. Во время исполнения, в ней используются различные народные традиционные приёмы исполнения на данном инструменте такие как: «змейка», «забор», «полоскание белья», «веер», «абажур» (т. е «веер» в другую сторону), «юбочка», игра над головой, на ноге, за спиной, тремоло левой, правой рукой, глиссандо одним пальцем правой руки вверх и вниз и другие эффекты.
Впервые вся сюита в трёх частях была исполнена в г. Орле, в 1996 году с муниципальным оркестром русских народных инструментов под управлением заслуженного деятеля искусств РФ В. К. Сухорослова (партию на ливенской гармони исполнял Г. Калмыков). В последствии, это произведение, как в целом, так и по частям исполнялось с такими оркестрами как: «Онего» - оркестр государственной Карельской филармонии под управлением Г. Миронова, Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов под управлением Е. Фёдорова, оркестр Свердловской государственной филармонии под управлением Л. Шкарупы, и ещё, более чем с двадцатью оркестрами России. Первым и единственным исполнителем этого произведения до сих пор является - заслуженный артист России, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, первый дипломированный гармонист страны Геннадий Калмыков.
Помимо этой сюиты, Е. П. Дербенко написан ещё ряд произведений для ливенки с оркестром, а так же большое количество переложений, обработок и оригинальных сочинений. Например: «Вариации на тему каприса № 24 Н. Паганини», «Вариации на тему Г. Генделя «Пассакалия», «Богатырские ворота» - переложение пьесы М. Мусоргского, «Ретро – вальс», обработка русской народной песни «Златые горы», обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай» и многие др. Е. П. Дербенко на сегодняшний день - единственный композитор, профессионально пишущий для этого инструмента. Он является автором нескольких нотных сборников для гармони – «Ливенка».
Таким образом сейчас мы не испытываем проблем с репертуаром для ливенской гармони. Он широко используется в концертной практике гастролирующих гармонистов – профессионалов и исполняется даже на академической сцене. Ливенка звучала и восторженно была принята зрителем в таких лучших залах России, как: Большой зал Московской государственной консерватории, концертный зал Кремлёвского дворца съездов, концертный зал им. П. И. Чайковского, колонный зал Дома Союзов и многих других.
Конечно, если рассматривать ближайшее будущее ливенской гармони, то обязательно надо сказать о том, что сейчас в Орловской области на ливенке ведётся обучение во всех образовательных звеньях, а именно: г. Орёл, городская детская школа искусств им. Д. Б. Кабалевского - преподаватель Г. В. Калмыков; г. Ливны, музыкальная школа № 2 – преподаватель Ю. В. Плясов, г. Орёл Орловское музыкальное училище и Орловский государственный институт искусств и культуры – преподаватель Е. П. Дербенко. В г. Москве, в настоящее время, выпускники класса Е. П. Дербенко, обучающиеся в Высших учебных заведениях, продолжают традиции исполнения на ливенке. Также, как в своё время, Г. Калмыков, будучи студентом Московского государственного университета культуры и искусств, во время экзаменов, играл по одному обязательному произведению именно на этом инструменте. И это явление все воспринимали нормально. В настоящий период времени на ливенке, помимо Е. Дербенко и некоторых его учеников, Г. Калмыкова играют такие гармонисты – профессионалы, как: Н. Горенко – лауреат Всероссийских фестивалей, солист Сочинской государственной филармонии. С. Сметанин – заслуженный артист РФ, к сожалению рано ушедший из жизни и некоторые другие.
Традиционно на ливенке гармонисты играли сидя, но, учитывая специфику профессиональной работы на сцене со зрителем в настоящий период, Г. Калмыков, помимо использования этого способа, достаточно часто играет стоя. Для этого сзади, на правом полукорпусе крепится специальное приспособление – «крюк», которое во время концерта фиксируется на кушаке или поясе исполнителя. Для работы на больших эстрадных сценах Г. Калмыков подзвучивает инструмент при помощи профессиональных маленьких микрофонов на левом и правом полукорпусах.
В настоящее время в г. Ливны существует мастерская по изготовлению ливенских гармоней. Она была организована в середине девяностых годов двадцатого века на базе мастерской по ремонту музыкальных инструментов при поддержке Ливенской районной администрации и Орловского областного управления культуры. Некоторое время, практически до самой смерти, в мастерской трудились одни из лучших мастеров – гармошечников г. Ливны Д. В. Сопов, и М. В. Мохов. Сейчас у ливенской мастерской не лучшие времена, поскольку нет достаточного числа заказов на изготовление гармоней – «Ливенок» и, тем не менее, есть надежда на то, что такое уникальное явление, как гармонь – «Ливенка», будет жить и этот инструмент не исчезнет с разноцветной карты Российского исконно русского народного традиционного искусства!!!

Заслуженный артист РФ,
гармонист-профессионал
Геннадий Калмыков.

Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 3801 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]