Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 11.12.2017, 22:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 5 » Галина Сват
23:47
Галина Сват

Галина Сват  — главная героиня «Петербургского камертона-2007»
Северная столица минувшим летом в третий раз принимала участников Международного молодежного музыкального фестиваля исполнительского мастерства.
Десятки хоровых, оркестровых, инструментальных, вокальных коллективов и солистов из России и ближнего зарубежья представляли академические, этнические и современные виды искусства своих стран. Среди основных целей фестиваля — демонстрация достижений мировой музыкальной культуры и исполнительских школ разных музыкальных культур силами молодых музыкантов, предоставление широкому кругу молодежи возможности знакомства с творчеством сверстников других стран и народов.
Выступления молодых исполнителей проходили в концертных залах Международного музыкального клуба «Выборгская сторона» и Российской государственной библиотеки.
Одной из главных героинь «Петербургского камертона-2007» стала 23-летняя кураистка, преподаватель отделения народных инструментов Уфимской детской школы искусств Галина Сват.
Перед Галиной стояла довольно сложная задача: нужно было не только показать высокий художественный уровень исполнения, но и достойно представить малоизвестный слушателям и большинству членов жюри музыкальный инструмент — курай.
По просьбе устроителей фестиваля Галина предварила свое выступление рассказом о родном Башкортостане, его богатейшей многонациональной культуре. Откровением для зрителей стала поэтичная легенда о курае. Требовательная петербургская публика, которую трудно удивить экзотикой и этническими диковинами, была заинтригована. А когда зазвучало таинственное, завораживающее соло башкирской флейты, зал тут же засветился вспышками фотокамер. Башкирская народная песня «Азамат» и композиция легендарного Бахти Гайсина «Башкирские наездники» в одухотворенном и темпераментном исполнении русской кураистки были встречены восторженными аплодисментами.
Диплом Международного фестиваля «Петербургский камертон» — это награда молодым музыкантам «за сохранение национальных традиций и вклад в российскую музыкальную культуру».
Поздравляя победителей, председатель оргкомитета Елена Николаевна Столярова так отметила выступление Галины Сват: «Вы сами и ваш инструмент — удивительное открытие нашего фестиваля. Пение курая — это просто фантастика. Мы благодарим вас за то, что вы приехали и познакомили нас с этим замечательным инструментом и башкирской национальной музыкой».
Путь к успеху и международному признанию у Галины был во многом традиционным (школа — училище — вуз) и в то же время весьма неоднозначным.
Она увлеченно занималась по классу баяна в Уфимской школе искусств у известного педагога Людмилы Геннадьевны Ворониной. Уже в 14 лет юная баянистка твердо определилась в своем профессиональном выборе: «Буду учиться дальше, чтобы играть, как Валерий Ковтун». О курае же имела весьма расплывчатое представление. Но в выпускном классе для «народников» был введен дополнительный инструмент. Галя выбрала курай.
Звук у нее получился сразу. Через неделю под руководством педагога-кураиста Насибуллы Юсуповича Сайфетдинова Галя уже играла несколько башкирских мелодий. А через три месяца начинающая кураистка солировала в большом юбилейном концерте школы искусств на сцене ДК имени Орджоникидзе. Своей исполнительской свободой и эмоциональностью Галина покорила зал и приятно удивила многих авторитетных преподавателей-«народников», которые присутствовали на этом концерте.
Интересно, что до начала занятий на курае Галя была очень зажата на сцене, перед выступлением с баяном долго не могла собраться. Именно курай подарил девочке радость и легкость общения со зрителем. В дальнейшем она уже свободно выступала и как баянистка.
Профессиональное образование Галина Сват продолжила в Уфимском училище искусств. Параллельно с занятиями по основному инструменту (класс баяна — заслуженный работник культуры РБ Валерий Владимирович Чалов) она хотела совершенствоваться и в игре на курае. К сожалению, желание девушки тогда не нашло понимания среди кураистов-профессионалов. Однако увлечение этим инструментом было так велико, что Галина упорно занималась самостоятельно. Она прослушала огромное количество записей известных кураистов, изучала специальную литературу, играла по слуху.
Поддержал Галину известный мастер-изготовитель башкирских народных инструментов Ансар Яунбаевич Янгужин. Когда она еще школьницей вместе с родителями впервые пришла в его мастерскую, он был так искренне рад интересу русской девочки к башкирскому инструменту, что подарил юной исполнительнице свой «золотой» курай. До сих пор Галина играет только на инструментах этого мастера.
После окончания училища Галина Сват вернулась в родную школу преподавателем по классу баяна и курая. А через год грянул творческий кризис. Не без помощи «доброжелателей» девушка вынуждена была уйти в инженерную профессию, занималась компьютерными технологиями. Но в мыслях ни на день не расставалась с музыкой.
Путешествуя в мире интернета, Галина изучала биографии знаменитых музыкантов. Ее особенно заинтересовала судьба известного дирижера, художественного руководителя Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Владимира Ивановича Федосеева. Знаменитый музыкант начинал свой творческий путь как баянист и руководитель оркестра народных инструментов.
В критический момент Галина решилась написать В. И. Федосееву письмо. Наверное, это послание действительно было криком души. Владимир Иванович откликнулся, поддержал Галину добрым словом, вернул ей уверенность в своих силах: «Пусть Новый, 2007 год будет для вас счастливым. Значительная же часть счастья — заниматься любимым делом».
Следуя мудрым наставлениям большого музыканта и велению своего сердца, сегодня Галина Сват — не только лауреат международного фестиваля и преподаватель Уфимской детской школы искусств, но и студентка Санкт-Петербургского университета культуры и искусства. И снова многочисленные концерты: на различных площадках родного Орджоникидзевского района, в Гостином дворе, в Городском дворце культуры.
А творческих планов — громадье. Оргкомитет и жюри фестиваля «Петербургский камертон» пригласили Галину для участия в международном фольклорном фестивале в Чехии. В будущем году она планирует привезти на «Камертон» в Северную Пальмиру одного из своих лучших учеников. И самой хотелось бы посоревноваться с коллегами-баянистами в «Петропавловских ассамблеях». Еще одна мечта — воссоздание в школе искусств оркестра народных инструментов.
Присутствие в творческой жизни Галины мецената тоже было бы весьма кстати. Ведь участие в фестивале, плата за обучение в университете, записи фонограмм — все это молодой педагог пока осуществляет за свой счет. Совсем недавно для профессиональной аттестации Галина приобрела долгожданный, первый в своей жизни сценический костюм. Его стоимость — почти полугодовая (!) зарплата преподавателя. Администратор и директор салона «Семь девушек» были настолько удивлены тем, что в нашем городе есть русская исполнительница на курае, что в знак своего уважения преподнесли Галине подарок — специальный кофр для хранения костюма.
Кто-то считает, что курай — не женское дело, что в башкирском народном исполнительстве отсутствует такая традиция. В то же время многие из старших коллег, преподавателей училища искусств и музыкальных школ, поддерживают Галину. Заслуженный работник культуры России и Башкортостана Владимир Башинский в шутку называет ее инопланетянкой.
Однако все сомнения исчезают, стоит только увидеть на концертах Галины просветленные лица зрителей, сияющие глаза детей на ее уроках. «Играл курай — душа народа пела», и люди поют вместе с Галиным кураем. И приходит понимание, что истинная природа названия «духовые инструменты» — от слов «духовность», «душа».
Сама Галина свое увлечение кураем не считает чем-то уникальным. Она с удивительной работоспособностью и устремленностью идет к своей цели: стать высококлассным музыкантом-универсалом — исполнителем на баяне и курае, педагогом, дирижером.
А пока в ее жизни происходят события совершенно мистические. «Свободный» земельный участок семьи Сват в Улу-Теляке много лет зарастал себе полевым разнотравьем, а нынешним летом после возвращения Галины с фестиваля «Петербургский камертон» встретил своих хозяев цветущим кураем.

Категория: Баянисты союза | Просмотров: 3879 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]