Приветствую Вас Гость!
Пятница, 28.04.2017, 11:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Подразделы

Баннеры

ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ

ГАРМОНИ ОТ УХАНОВА

Рекламная пауза

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Обзор гармони

Аудио - видео

Новые материалы

Новые темы форума

Оцените гармонь

Ссылки

Главная » 2010 » Январь » 17 » БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ГАРМОНИКА
01:14
БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ГАРМОНИКА
Белобородовская гармоника получила свое название по имени ее создателя Николая Ивановича Белобородова (1828-1912) – человека создавшего первый в мире оркестр хроматических гармоник. Он был мелким купцом, который с детских лет увлекся гармоникой. Сначала научился играть на тульской однорядной диатонической гармонике, а потом увлекся идеей создать оркестр из гармонистов-любителей. Для осуществления этой идеи нужны были гармоники с полным хроматическим звукорядом, и он решил усовершенствовать конструкцию тульской гармоники добавив второй ряд клавиш с недостающими полутонами. Клавиатура обрела новые формы, заимствованные у органной (фортепианной) клавиатуры: первый ряд состоял из квадратных лопаточек, второй – из продолговатых черных клавиш. Но их группировка были иной, чем на фортепиано: после каждой белой клавиши шла черная (каждая клавиша играла два звука при смене движения меха). В 1875 году Н.И. Белобородов заказал изготовить гармонику такой новой конструкции известному Тульскому мастеру Леониду Алексеевичу Чулкову. Первая Белобородовская гармоника была изготовлена им в 1878 году затем последовали и другие. Это была принципиально новая модель в которой мастер не только конструкторские новшества предложенные Белобородовым, но и создал приспособления для смягчение и облагораживания звука. Новая модель отличалась высочайшим качеством всех узлов и деталей от наклепки голосов до облицовки корпуса. Она обладала нежным, певучим звуком и давала большие возможности исполнителю, так как обладала хроматическим звукорядом, позволявшим значительно разнообразить исполняемый на ней репертуар. Когда был изготовлены первые три инструмента, Белобородов создал семейное трио, в котором кроме него участвовали две дочери Софья и Мария. На высоком художественном уровне с большим успехом у публики это трио исполняло модные в те времена вальсы, марши, народные песни. Успех вдохновил Белобородова на мысль о создании оркестра. Однако для того, чтобы оркестр звучал красиво необходимы были гармоники различных оркестровых тембров и диапазонов от пикколо до контрабаса. Такие оркестровые гармоники были заказаны не только Л.А. Чулкову, но и в мастерских В.И. Баранова и А.И. Потапова. Одной из особенностей этих гармоник помимо тембрового разнообразия было то, что играли на них только правой рукой – левая клавиатура у них отсутствовала. Но для создания оркестра одних инструментов не достаточно – нужны люди, которые бы освоили новые модели. Все гармонисты того времени играли на тульских гармониках по слуху. Сам Белобородов стал прилежно учится у знакомого капельмейстера нотной грамоте, а для желающих играть в оркестре пришлось организовать кружок по изучению основ теории музыки. Концертмейстером оркестра стал В.П. Хегстрем – образованный бухгалтер, знавший нотную грамоту. Он писал партитуры для оркестра на восемь партий, рассчитанные на состав 10-12 человек. В конце 1880-х годов «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках» начал регулярные репетиции. С начала 1890-х годов оркестр Белобородова становится слаженным коллективом, в репертуаре которого были вальсы, марши, польки, кадрили, галопы, народные песни, а со временем и крупные салонные произведения ( Э. Вальдтейфель – вальс «Полярная звезда», Ф. Герольд увертюра – «Цампа») Летом 1893 годы произошла знаменательная встреча у железнодорожной станции Козловки (ныне станция Ясная Поляна) Л.Н. Толстого с оркестром Белобородова. Увидев оркестрантов со столь необычными гармониками, Лев Николаевич выразил желание их послушать. После импровизированного концерта он задал участникам ряд вопросов и остался вполне удовлетворен ответами оркестрантов-гармонистов. В 1897 году состоялись публичные выступления оркестра гармоник в Туле и Калуге, что было отмечено в прессе. Оркестр просуществовал до 1902 года. Для гармоник системы Белобородова были написаны учебные пособия: Телетов И.Б. «Новоизобретенное руководство к игре на двухрядной хроматической гармонике со всеми полутонами, составил по собственной методе И. Телетов.» М., 1883, Белобородов Н.И. и Иванова И.С. Самоучитель. «Полная, вновь усовершенствованная весьма понятная практическая школа для хроматической гармоник». Изд А.Е. Кулакова СПб, 1893г. В 1960-е годы часто можно было слышать и даже прочитать на мемориальной доске , что «Белобородов изобрел первую в мире хроматическую гармонику». К сожалению это не так - за долго до него (еще в 1850-е годы) гармоники с хроматическим строем изготавливали М. Бюссон во Франции, А. Рейснер и Г. Банд в Германии, Ч. Уитстон в Англии). Однако именно Белобородов создал первый в мире оркестр гармоник. Впервые это опубликовал А. Мирек в статье в международном журнале «Accordeon-Musik” № 5 Janvie? 1965, р.2, затем в своей работе «Из истории аккордеона и баяна» М. 1967. Впоследствии этот факт получил международное признание и первенство России в этом вопросе подтвердили все крупные мировые музыкальные историки. Ссегодня сохранились две гармоники Белобородова – одна находится в тульском Краеведческом музее, вторая, найденная А. Миреком хранится в музее в Санкт-петербурге. Обширный фотографический и документальный материал выставлен в экспозиции «Музея русской гармоники А.Мирека» в Москве. Наталия Вороненко Заведующая «Музеем Русской гармоники Альфреда Мирека» (филиал-отдел ГУК «Музейное объединение» «Музей истории Москвы) Т. Музея (095) 251 67 30
Категория: Тесты, обзоры, статьи | Просмотров: 4364 | Добавил: uh_pavel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]